Как Грета Гарбо продавала бриллианты для СССР
02.09.2016, 22:34
Цитата из к/ф «Ниночка». реж Эрнст Любич. 1939. США
Ниночка Ивановна Якушова
Валерий Рокотов, 2 Сентября 2016, 20:34 REGNUM
Ниночка / NINOTCHKA
В 1939 году вялое, апатичное существо, готовое накрыться простынёй и ползти на кладбище, неожиданно встряхнулось и зарумянилось. В комедии Ниночка Грета Гарбо сыграла советскую активистку, которую Родина послала в Париж, чтобы продать в этой цитадели мирового разврата скучные белогвардейские бриллианты.
В роли товарищ Якушовой голливудская звезда впервые явилась миру актрисой, а не мраморным изваянием, установленным перед камерой. Она сыграла партийную праведницу одну из тех добродетельных личностей, на которых держалась красная империя и которые составляли её основное богатство.
Гарбо идеально совпала со своей героиней, и безысходная грусть в её взгляде, так волновавшем поклонников, здесь оказалась как нельзя кстати.
Цитата из к/ф «Ниночка». реж Эрнст Любич. 1939. США
Сердце — человечеству, французскую сорочку — подруге
В образе Ниночки удивительно соединились карикатура и драма. Она оказалась невероятно забавна в своей зашоренности и желании толкать речи, и в то же время безумно трогательна, как живой человек, чья душа разрывалась между долгом и чувствами.
Комедия была очевидно антисоветской, но главная героиня пробуждала симпатию. А её перепалка с бывшей хозяйкой бриллиантов, княгиней Свана, оказалась представлена как триумф большевички.
Режиссёр Эрнст Любич к России нежных чувств не питал. Она ему не нравилась никакой ни капиталистической, ни советской. Для него это была страна тиранов и идеалистов.
В 1936 году режиссёр посетил Москву, где его пышно приняли и рассказали о переменах. Старались зря, поскольку у гостя была позиция, с которой он не собирался сдвигаться. Он считал Россию недругом его любимой, очаровательной, утончённой Европы (по недоразумению породившей фашизм), а как американский режиссёр ещё и следовал политическому заказу. Он понимал, какой сатиры от него ждут. Нужно было пинать Советы, изображая их так, чтобы зритель ржал, ужасался и благодарил Бога за то, что родился в Америке (где ещё недавно был голод и тысячи семей жили в будках, сколоченных из подобранных досок). В отличие от Чаплина, Любич шёл правильным курсом.
Цитата из к/ф «Ниночка». реж Эрнст Любич. 1939. США
В мечтах
В Ниночке он изобразил новую Россию и новых русских гротескно. Он высмеял советские праздники с их суровыми демонстрациями и советский быт с его кричащей аскезой, когда французская ночная сорочка вызывает фурор. Он показал советскую коммуналку, где в проходной комнате живут три человека, а на званый обед каждый приглашённый приносит яйцо.
Любич уровнял большевиков и нацистов. Он придумал троицу московских функционеров весёлых растратчиков и прохиндеев, которые сняли в парижской гостинице королевские апартаменты, где пьянствовали, сорили деньгами и лезли целоваться к своим гостям. То есть, по мысли создателя фильма, вели себя как типичные русские.
Но главная героиня подвела режиссёра. Она сломала антисоветскую рамку. Любич и его сценаристы создали образ, в который влюбились. Они не сумели совладать с чувствами.
Цитата из к/ф «Ниночка». реж Эрнст Любич. 1939. США
Чтобы понять Ниночку, он начнёт читать Маркса
В карьере Гарбо роль советской активистки оказалась предпоследней. Провал фильма Двуликая женщина стал для неё сигналом к уходу. После 1941 года Божественная уже не снималась в кино. Она отклоняла все предложения, включая и то, что сделал Билли Уайлдер, один из авторов сценария Ниночки. Это была главная роль в драме Сансет-бульвар.
|