Свердловская областная дума, из которой впоследствии произошли двухпалатное и опять однопалатное Законодательные собрания области, отметила 20-летний юбилей. Простое перечисление депутатов разных созывов - уже как живая история. Баков, Шеремет, Капчук, Федулев - это не персонажи какого-нибудь романа Алексея Иванова. Это целые созывы облдумы - которых уже или нет, или они далече.
Однако, череда юбилейных мероприятий осталась практически не замеченной печатными и электронными СМИ. По данным службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор), о торжественном собрании, посвященном 20-летию ЗССО, в офф-лайновых медиа было всего два десятка сообщений. А между тем, если где и собиралась столь концентрированно элита Свердловской области - так это даже не на 80-летии самой области, а именно на 20-й годовщине избрания первой облдумы.
В сообщениях СМИ неоднократно подчеркивалось, что свой юбилей Заксобрание будет праздновать в условиях жесткой бюджетной экономии. Сообщалось, что никаких звезд эстрады не будет, смета составит всего 2 млн. рублей, а банкета вовсе не предусмотрено.
В Театре драмы, где собрались спикеры и депутаты всех созывов, конечно, после официальной части было застолье - но для узкого круга. Само же торжественное заседание вызвало у присутствовавших смешанные чувства. Надо отметить, что свердловские законодатели попали в ловушку закона - нового ФЗ-44 о госзакупках. Говорят, что конкурс на проведение мероприятия выиграла вовсе не та компания, на которую рассчитывали устроители. Было заметно, что сценарий писался под другую площадку - Театр эстрады.
Например, в соответствии с техническим заданием, в театре драматическом тоже повесили большой экран, на который проецировались кадры хроники областного парламента, виды Свердловской области и России. За 20 лет телевизионщики отсняли видеоряда про Заксобрание больше, чем самый длинный сериал в мире. Но на торжественном заседании крутили какой-то куцый повторяющийся архивчик - наверное, то, что нашлось в пресс-службе. Пейзажи и достопримечательности, сложилось впечатление, тупо скачали с какого-то "ютьюба". Было ли это режиссерской задумкой, или так получилось по неопытности постановщика, но во время очередной новодельной патриотической песни, на словах припева "Вперед, Россия!", на экране показывали то мечеть в Грозном, то виды Соловецкого монастыря... В общем, не покидало ощущение, что это еще не само торжественное заседание, а генеральный прогон. По крайней мере, дымопускательная установка зачем-то усиленно работала во время официальных речей. И если Бабушкина и Куйвашев выступали еще в легкой дымке, то Росселя и Чернецкого порой просто заволакивало сценическим туманом.
Столь же туманным был слоган праздника. "Мы вместе" - постоянно светилось на экране. Как этот девиз связан с 20-летней историей Заксобрания, осталось непонятным. Разъединить депутатов разных созывов никто и не пытался. Наоборот, в зале сидели бок о бок такие разные люди, как Чернецкий и Осинцев, Воронин и Порунов, Россель и Воробьев, Куйвашев и Паслер... В общем, автор этого "креатива", не долго думая, просто выбрал самый тоскливый из заезженных слоганов.
Слушать же официальные речи было на удивление не тоскливо. Бабушкина волновалась и запиналась (вдобавок во время ее выступления прорывался технический звук - режиссер на кого-то ругался за сценой, а звукооператор в зале в этот время подпрыгивал у пульта).
Выступивший после строгого спикера губернатор выглядел веселым - сразу сказал, что говорить будет не по подготовленной бумажке. И призвал осознать тот факт, что в Свердловской области самое большое количество муниципальных образований.
Адрес от полпреда Игоря Холманских (который проигнорировал 80-летний юбилей всей Свердловской области, не то что 20-летие облдумы) зачитал ГФИ Владимир Шабанов. От себя добавил, что Законодательное собрание может вести отсчет своей истории аж с момента появление частного римского права. Председатель областного правительства Денис Паслер так далеко в прошлое не заглядывал (тем более, что сам он был депутатом ЗССО в прошлом совсем недалеком), но горячо благодарил бывших коллег за взаимодействие. И вообще, Паслер выступать, похоже, не готовился - в воспоминания не ударялся, но и о будущем не обмолвился.
Хотя слова премьера настолько тронули все еще областного депутата Валерия Савельева, что, получив из рук Паслера грамоту правительства, он гаркнул в микрофон: "Служу губернатору!" И после секундной паузы добавил: "...правительству области и Законодательному собранию!"
Снова смеяться заставил весь зал уже через несколько минут первый председатель свердловской областной думы. "Я прочитал статью губернатора Евгения Владимировича Куйвашева, - как-то озабоченно-устало начал Эдуард Россель. - Отложил её". После театральной паузы продолжил: "Потом достал, перечитал еще раз внимательно". Не дав залу насладиться театральным эффектом, Эдуард Эргартович вдруг отчеканил: "Наконец-то в Свердловской области появился человек, который знает, что надо делать!" Зал вежливо заулыбался. Но было непонятно. То ли Россель, будучи 18 лет губернатором, не знал, что надо делать. То ли нынешний губернатор задумался о смене своего представителя в Совете Федерации, а слухи об этом дошли до Росселя...
Дальше опытный оратор заставлял публику улыбаться и смеяться уже без передышки. По словам Росселя, когда в 1994-м он стал председателем облдумы - в области было 5 млн. голодных людей (т.е. первые три года его работы главой областной администрации можно считать "свердловским голодомором"). Предложив наградить грамотой президента США Барака Обаму за санкции против России, которые позволят наконец-то поднять внутреннее производство, Россель изложил конкретный план этого подъема. По его словам, в Свердловской области работают пять крупнейших олигархов - и каждому надо дать поручение (очевидно, в традиции "проходи, садись") на конкретное направление. Тут первый губернатор зачем-то вспомнил фабрику "Уралобувь", которая производила 5 млн. пар кирзовых сапог, обеспечивая всю страну. На этом примере единственный в зале крупный представитель олигархата - топ-менеджер Дмитрия Пумпянского Михаил Ходоровский - нервно заерзал в кресле.
Вышедший выступать после Росселя Аркадий Чернецкий воздействовал на зал седативно - все вспомнили, что сдержками и противовесом фонтанирующему идеями губернатору всегда выступал прагматичный мэр областного центра. Чернецкий напомнил, какие люди были в облдуме и палате представителей в его время. "Жалко, что в свое время убрали из ППЗС глав муниципальных образований", - сокрушался Чернецкий. Палитра мэров-титанов из прошлого, перечисленная им, действительно впечатляла: Николай Диденко (его отставка с поста мэра Нижнего Тагила стала началом конца губернаторской карьеры Росселя), Виктор Якимов (процветает до сих пор в Заксобрании, но уже на посту вице-спикера) и Александр Иванников (мэр Лесного, посадили по "делу ЮКОСа")... Самому Чернецкому, судя по его выступлению, до сих пор жалко, что пришлось уйти с поста мэра Екатеринбурга (хорошо, что не как Иванникову).
Кстати, Россель и Чернецкий по-прежнему не представляют жизни друг без друга. Первый губернатор в своем выступлении заявил, что экономический рост в Свердловской области начался только после того, как Законодательное собрание стало двухпалатным - то есть с 1998 года (а прекратился, соответственно, в 2011-м, когда оно опять стало однопалатным). Первый мэр с удовольствием процитировал этот новый факт истории в своей речи, только назвал нахваливаемый Росселем подъем промышленности "спуртом". Всё, как в былые годы. Один показал себя мастером исторической байки. Другой показал, что в Екатеринбурге страшно любят модные иностранные словечки.
О том, что свердловское Заксобрание за 20 лет стало мощнейшей кузницей ярчайших кадров, говорили практически все выступавшие. Но режиссерами действа, увы, эта тема не была раскрыта. Молодых Росселя и Чернецкого, а также Буркова и Бакова 20-летней давности на экране показали раз по пять, так что в зале уже не умилялись.
Наверное, в техзадании было сказано, что концертная программа должна демонстрировать среди прочего и национальное многообразие Свердловской области. Однако творческие коллективы из области (не самые самодеятельные, но и не самые знаменитые) исполняли исключительно русское народное или (что по нынешним временам крайне неполиткорректно) американское. Компенсировать тему многонациональности постановщик решил тем, что под звуки финальной песни в зал вошли два десятка молодых людей в костюмах разных народов. И тут стало окончательно видно, что на бюджете торжества серьезно сэкономили, а с постановщиком промахнулись. Например, парень в костюме джигита сверху был в джинсах с мокасинами снизу.
Зато практически аутентично выглядела девушка, одетая цыганкой. Впрочем, она и была, кажется цыганкой. Когда уставшая (но довольная погружением в воспоминания) публика выходила из зала, именно цыганка смело потащила Куйвашева фотографироваться со всей костюмированной группой. И это выглядело символично в нынешнем губернаторском положении...
|