Два года работы "новым лицом" путинского режима может занести в свою трудовую книжку Игорь Холманских – 15 декабря 2011 года он стал известен всей стране вместе с Нижним Тагилом, «Уралвагонзаводом» и мужиками.
За истекший период упоминания главного медийного персонажа с «Уралвагонзавода», по большому счету, никакой сенсации больше не родили. Единственной неожиданностью было само назначение на пост полномочного представителя президента РФ в УрФО, а остальное – проза. Медийное присутствие нового полпреда было вялым и безэмоциональным. В первый год, в связи со свежим интересом СМИ, Холманских набрал 789 упоминаний в печатных и электронных СМИ, причем 21 оказалось нейтрально-отрицательным (по версии мониторинговой службы UPmonitor). Хотя такое количество для политика уровня федерального округа вряд ли можно назвать значительным. Второй год был просто скуп – число упоминаний упало до 521 (с 4 нейтрально-отрицательными).
При этом, на фоне публичности «Уралвагонзавода», упоминаемость самого успешного, в смысле карьеры, выходца с предприятия просто меркнет. Поэтому целесообразнее будет посмотреть на медийную активность именно УВЗ, который за минувший год набрал 767 упоминаний, в том числе одно нейтрально-отрицательное. Как видно из диаграммы, более половины всех упоминаний были зафиксированы в региональных офф-лайновых СМИ.
Упоминаемость «Уралвагонзавода» за период с 15 декабря 2012 по 15 декабря 2013 с разбивкой по типу СМИ По версии UPmonitor
Интереснее выглядит раскладка по образам «Уралвагонзавода», которые были представлены в печатных и электронных медиа. Условно их можно разделить на три темы: «УВЗ как завод», «УВЗ как кузница кадров» и «УВЗ как символ пропутинского электората».
Упоминаемость «Уралвагонзавода» за период с 15 декабря 2012 по 15 декабря 2013 с разбивкой по тематике По версии UPmonitor
Самой значительной и, однако, самой невзрачной оказалась группа упоминаний Уралвагонзавода как, собственно, завода. Деловая пресса здесь («Коммерсант», «Ведомости», «РБКdaily» и др.) затрагивала исключительно бизнес-аспекты деятельности тагильского предприятия: победа в конкурсе на поставку низкопольных трамваев в Москву, досрочное выполнение гособоронзаказа на прошлый год и прочие сообщения о том, что УВЗ разместит на проблемном АМУРе сборку трамваев по канадской технологии.
Такие упоминания из месяца в месяц тянулись вереницей с практически одинаковым количеством сообщений. И только дважды за минувший год заводская тематика на гусеницах заехала в новостные топы.
«Уралвагонзавод» как любое крупное предприятие на своем сайте имеет раздел «наша продукция». В случае с УВЗ публика в курсе, что речь иногда идет не только о ж/д вагонах. И если уж такие «вагоны» с пушками попадают в СМИ, то по экзотическим поводам: либо летающий танк до судорог напугает водителей, либо олимпийский комитет насторожится при появлении нового вида спорта – танкового биатлона.
Полеты-проезды танка, хоть и были в конце января, но помнили о них долго. До офф-лайна, правда, не дошла версия, получившая бытование в Сети - мол, это был «вирусный пиар» нижнетагильской танковой продукции. А в очередной раз о «танках наперерез» вспоминали в апреле, когда по второстепенной дороге неуклюже выплыла бронетехника, опять напугав водителей. Но аналогичного интереса СМИ не случилось. Так и жил деловой УВЗ до сентября. Иногда в прессе появлялись сообщения о подделках тагильской марки. После Иннопрома мир узнал о том, что завод занялся легонькой промышленностью – выпуском одежды под своей маркой. Настоящий «айл-би-бек» случился в сентябре, благодаря опять же танку - под суровым именем «Терминатор», когда про завод в рамках выставки вооружений не писал только ленивый.
Свои кадры, как и технику, «Уралвагонзавод» продвигает неплохо. Причем как в прессе, так и по карьерной лестнице. За минувший год пиар-директор УВЗ Сергей Морев возглавил Департамент внутренней и информационной политики полпредства. Руководителем Объединенной судостроительной корпорации Владимир Путин назначил бывшего первого замгендиректора «Уралвагонзавода» Владимира Шмакова. Дошло даже до слухов о том, что экс-руководитель свердловского милицейского главка Михаил Никитин может занять какой-нибудь пост на УВЗ. Мимолетом прошла информация о том, что некий Дмитрий Видякин спас 13-летнюю девочку от педофила. И, спросите вы, причем тут Дмитрий Видякин? Всё очень просто: он – заливщик металла литейного цеха №8 УВЗ. Ну, и конечно же, не обошлось без частых упоминаний о том, что Игорь Холманских когда-то сам ходил по цехам тагильского завода в простой робе (хотя, поправляли некоторые особо въедливые либеральные СМИ, ходил-то он в костюме начальника цеха).
Вся эта благостная картина периодически нарушалась силами самих же «уралвагонзаводовцев». Неплохо испортил репутацию и себе, и заводу заместитель гендиректора корпорации Семен Млодик, который, находясь на свободе под залог в 20 млн рублей, был задержан при попытке сбежать в Киев. Пресса тут же вспомнила, что ранее он был председателем совета директоров ЗАО «ПромтракторВагон» и обвинен в хищении 273 млн руб. Именно эта история позволила журналу «Огонек» провести параллель между «мужиками», которые пытались отстоять свою правду у Путина, и разворованными миллионами.
«Теперь любой проворовавшийся управленец, хоть как-то связанный с предприятием, привлекает пристальное внимание. И заново встает вопрос: какую же стабильность собирались отстаивать "мужики" Холманских? Ведь не тот же порядок дел, когда исчезают сотни миллионов, правда?»
Порой УВЗ упоминался, как в старой рекламе: а мужики-то и не знают... Алексей Навальный написал в своем блоге (а процитировал телеканал Дождь): «Мы ищем журналиста, который на новогодние каникулы посетит пару мест элитного зарубежного отдыха и напишет нам всем бичующий репортаж, полный отвратительных, но правдивых, подробностей, прочитав которые рабочие Уралвагонзавода возьмутся за оружие и, с дикими криками, прямо на танке поедут в офис «Единой России». Известный оппозиционер, наверняка, не знал, что генеральный директор корпорации Олег Сиенко еще в пару лет назад прославился как "любитель стриптиза" - вот только светские хроникеры застали его на Лазурном берегу Франции не в новогодние каникулы, а в бархатный августовский сезон. И ничего - мужики за оружие не взялись. А Сиенко ездит в куршавели каждый год.
Вообще союз «мужиков» и Путина федеральная пресса вспоминала даже без повода, сделав «Уралвагонзавод» символом третьего срока Владимира Владимировича. Несмотря на то, что эта группа упоминаний самая малочисленная, она блещет эпитетами и эмоциями. Тагильский завод вспоминали все, кому не лень (а не лень оказалось и «Эху Москвы», и «Новой газете», и «Комсомолке», и «МК» и др.). Причем иногда УВЗ упоминался в самом неожиданном контексте – даже в сюжетах про А(О)ксану Панову: «Ее хотели подкупить, насильно выкупали ее бизнес. Она как могла сопротивлялась, это сопротивление решили сломить всей махиной. То есть танками Уралвагонзавода проехать по ее светлой голове», – горячился главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Но больше федеральные журналисты любили противопоставлять два мира: московские зарплаты с норковыми шубами против мужиков с Уралвагонзавода. Эта картина старательно подкладывалась под образ Путина, который "выехал на тагильском танке разгонять «болотную» оппозицию".
«Он больше не общенациональный лидер медведевского антракта. Путин 2.0 – президент «Уралвагонзавода», футбольных болельщиков и православных кликуш», – прозвучало еще год назад в эфире «Коммерсантъ ФМ». О том, что пиар в идеологическом смысле получился неплохой, говорил на «Эхе Москвы» Николай Сванидзе. Упомянул он УВЗ в одном ряду с ТВ-персонажем Светой из Иваново и новым гражданином РФ из Франции. «Уралвагонзавод, Холманских, сюда же там девушка Света из Иваново. Это все пиар, причем пиар такого, идеологического свойства, на самом деле. Сюда же и Депардье», – заявил он.
В итоге Уралвагонзавод стал приобретать новые грани публичности: он перестал быть просто предприятием. Он стал снабжать родину и вагонами, и танками, и кадрами, и скандалами, и смыслами. Он как будто всегда готов сопротивлению оппозиции. Пусть даже образно, но его «бронепоезд стоит на запасном пути». Когда-нибудь такое безОбразие перерастет в экономические проблемы... И тогда тысячам мужиков из Нижнего Тагила будет уже не смешно.
|