Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
суббота, 20 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Обзор PR
22.12.2009, 16:35

Десять направлений Александра Мишарина на четыре года

Доклад губернатора на общем собрании совета Союза промышленников и предпринимателей Свердловской области

Прежде чем начать своё выступление, хочу сказать, что с большим уважением отношусь к деятельности Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей и вижу в нём реальный, работающий пример влиятельной бизнес-организации, направляющей свои усилия на развитие промышленности, улучшение делового климата в регионе, регулирование корпоративных интересов. Хочу от себя лично поблагодарить В.Н.Семёнова за многолетний труд. Я считаю необходимым поделиться с вами, уважаемые товарищи, своим видением нынешнего положения Свердловской области и направлений её развития на ближайшие годы.

Эти направления, прежде всего, определены основными тезисами Послания Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, высказываниями председателя правительства РФ Владимира Владимировича Путина.

“Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы… Это вопрос выживания нашей страны в современном мире”.

Этим тезисом Президента, я считаю, должен руководствоваться в своей повседневной деятельности каждый руководитель в Свердловской области, в какой бы сфере он ни трудился. Именно модернизация и технологическое обновление должны стать ключевым фактором развития национальной экономики в ближайшие годы.

Нашим ориентиром должна стать инновационная экономика. Только опираясь на новые технологии, мы сможем создать плацдарм для устойчивого развития Свердловской области.

Само слово “инновационная экономика” звучало у нас много раз с разных трибун, в том числе и с этой. Но, к сожалению, говорилось о ней гораздо больше, чем реально делалась для её создания. Факты говорят о том, что в Свердловской области так и не произошло серьёзного обновления производственных фондов и структурных преобразований в экономике. Но, к сожалению, так было не только в Свердловской области, но и во всей Российской Федерации.

Закономерным следствием этого стало то, что наша область подверглась очень мощному кризисному удару. Мы остались регионом, который был ориентирован на сырьевые рынки. Поэтому наша экономическая безопасность в ходе кризиса не была гарантирована.

Вместе с тем, мы не можем все наши проблемы списывать на кризис. Металлургический комплекс по-прежнему выступает локомотивом промышленности Свердловской области. На его долю в структуре промышленного производства приходится свыше 50 процентов. При этом машиностроение обеспечивает менее 17 процентов от объёма промышленного производства. В результате уральские предприятия поставляют своим партнерам не машины и оборудование, а практически сырье.

Например, в металлургии, важнейшей для нас отрасли, основными продуктами являются слябы, прокат, катодная медь и прочие продукты низких переделов. А продукция высоких переделов создаётся за рубежом или в других регионах.

Подавляющее большинство “знаковых” проектов по внедрению нового технологического оборудования у нас было реализовано опять же в металлургической промышленности. Проектов в других отраслях – считанные единицы.

Таким образом, структурная перестройка в регионе так и не была проведена.

Как следствие – низкая производительность труда и недостаточная заработная плата. В 2009 году по зарплате область впервые опустилась ниже среднероссийского уровня. В Свердловской области только 80 предприятий по производительности труда соответствуют мировому уровню. Более половины промышленных предприятий, на которых занято 260 тысяч человек, имеют показатели по производительности труда ниже среднероссийского уровня.

К низкой производительности труда следует добавить огромную зависимость от ситуации на внешних рынках. Сегодня падение спроса на металлопродукцию составило в некоторых странах до 30 процентов. А внутренний рынок может обеспечить загрузку наших металлургических предприятий лишь на 25-40 процентов. Ситуация сглаживается только за счёт роста цен на металлы относительно минимальных показателей прошлого года и, по сути, зависит от китайского рынка. Но никто не может гарантировать, что цены и дальше будут удерживать достигнутый уровень.

Ещё раз подчеркну, не стоит списывать все проблемы на кризис. В 2006 году, то есть более чем за год до начала мирового финансового кризиса, производство, например, паровых турбин в Свердловской области составляло лишь 19 процентов от уровня 1990 года, а производство дизелей и дизель-генераторов – лишь 4 процента! То есть, практически сошло на нет.

В условиях, когда крупные машиностроительные предприятия сокращают выпуск продукции до такого уровня, сложно всерьёз рассчитывать на развитие производственной кооперации, формирование машиностроительных кластеров и приход в реальный сектор экономики предприятий малого и среднего бизнеса.

Я хочу, чтобы у нас с вами была единая позиция по самому главному вопросу: для чего, собственно, нам нужна модернизация?

Новые технологии и наноматериалы, диверсификация экономики и повышение её энергоэффективности, рост инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, транспортной инфраструктуры и прочие составляющие модернизации – для чего они?

Модернизация сама по себе – не самоцель, она средство повышения человеческого капитала, залог улучшения жизни людей: рабочих, врачей, инженеров, педагогов, ветеранов, студентов – всех россиян, всех уральцев.

Исходя из этого, основного положения я хочу обозначить 10 направлений модернизации, которые направлены на то, чтобы поднять качество жизни уральцев на новый уровень и вывести Свердловскую область на лидирующие позиции. Они все приоритетные.

Итак, первое – модернизация энергетического комплекса.

На сегодня значительная часть электроэнергетического комплекса Свердловской области морально и физически изношена. Из более чем четырехсот подстанций напряжением 110, 220 и 500 киловольт предстоит обновить половину.

Повышение энергоэффективности экономики и строительство новых, современных мощностей становятся жизненной необходимостью для нашего региона.

Хороший пример повышения энергоэффективности - завершение сооружения на Среднеуральской ГРЭС современной парогазовой установки мощностью 400 МВт. Эта установка обеспечивает самые низкие даже по меркам мировой энергетики удельные расходы топлива на производство электроэнергии. Это хорошо с точки зрения энергоэффективности, но плохо, что она полностью американская, своего ничего нет.

Подобные установки будут сооружаться и на Серовской, Верхнетагильской, Нижнетуринской ГРЭС, Ново-Богословской, Ново-Свердловской и Первоуральской ТЭЦ.

Президент России в своём Послании отметил: “В отдельное направление в рамках модернизационного проекта выделены программы развития ядерной энергетики. До 2014 года у нас появятся реакторы нового поколения”. Эта задача напрямую относится к нашему региону.

В Свердловской области реализуется уникальный в мировых масштабах проект по строительству на Белоярской АЭС реактора на быстрых нейтронах БН-800. Он реализуется уже 20 лет. Он укрепит мировое лидерство нашей страны в развитии технологии замкнутого ядерного цикла, повышающего эффективность использования природного урана.

Нельзя забывать и о биоресурсах. В Свердловской области балансовые запасы торфа составляют 1,6 миллиардов тонн, а прогнозируемые запасы – более 3 миллиардов тонн. Это позволяет обеспечить сырьём выработку до 1000 МВт энергетических мощностей.

Второе направление – развитие и модернизация транспортного хозяйства региона.

У Свердловской области есть важнейшее конкурентное преимущество, которое будет с ней всегда, – она расположена в самом центре России, на пересечении важнейших транспортных путей – с запада на восток, с севера на юг. Но это конкурентное преимущество нужно уметь эффективно использовать.

Мы должны превратить транспортный комплекс Свердловской области в крупнейший транспортно-логистический узел, интегрированный в мировые транспортные системы.

Для этого необходимо сформировать информационный центр управления транспортно-логистическим комплексом области, усилить инфраструктуру железнодорожных участков и станций, продолжить реализацию проектов “Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр”, “Урал промышленный – Урал Полярный”.

Не менее важно и развитие авиационных перевозок. Уже сегодня аэропорт “Кольцово” является одним из лучших и крупнейших в стране. Но работы по его модернизации будут продолжаться. В 2010 году планируется проведение работ по объединению в единую технологическую цепочку терминала международных авиалиний с терминалом внутренних воздушных линий, начать работы по строительству терминала для обслуживания авиационных грузоперевозок, создание с нуля региональных перевозок.

Мы обязаны обратить серьёзное внимание и на развитие автотранспортного комплекса Свердловской области. Только 4 процента перевозок приходится на автомобили. Необходимо активизировать работу по реконструкции и строительству автостанций и автовокзалов, развитию сети автобусных внутриобластных, межобластных и международных маршрутов. Требуется реализовать стратегические проекты по автоматизации автовокзалов и автостанций, по оснащению транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Третье направление - реализация инвестиционных проектов и внедрение новых технологий в ключевых отраслях промышленности.

Наша задача – создать инновационную экономику. Мы должны уйти от экономики сырьевого типа и создать хозяйственный комплекс, базирующий своё развитие на внедрении новых технологий, генерации знаний.

Нам особенно важно повышать степень переработки производимой у нас продукции.

Будущее нашей экономики в другом – в том, чтобы создавать высокотехнологичный продукт на своей территории.

Так, в Верхней Пышме создано производство электровозов нового типа. Их конструкция содержит до 80 процентов инновационных решений.

Одной из задач, поставленных Президентом России, является импортозамещение в фармацевтической сфере. В Свердловской области есть хорошие предпосылки для того, чтобы успешно выполнить эту задачу. В Новоуральске у нас налажено производство генно-инженерного инсулина. С помощью этого проекта мы можем помочь многим нашим согражданам, нуждающимся в этом лекарстве. Сегодня начато производство антивирусных лекарств. В то же время в России есть несколько заводов по производству аналогичной продукции. И это заставляет нас уделять серьёзное внимание конкурентоспособности.

Понятно, что одни они ничего не сделают. Необходима поддержка государства.

Привлечение инвестиций в Свердловскую область является одной из важнейших задач. И мы должны предоставить потенциальному инвестору конкурентные преимущества по сравнению с размещением производств в других регионах и странах. Что это за условия? Это наличие квалифицированной рабочей силы, промышленных площадок с инфраструктурой и документацией, локального спроса на продукцию.

Но поддержка инвесторов со стороны региона возможна лишь в том случае, если будет обеспечена наполняемость областного бюджета. Поэтому необходимо, чтобы компании, присутствующие в Свердловской области, платили налоги по месту размещения своих производственных мощностей. Тогда будет возможность давать льготы.

Четвертое направление - развитие оборонного комплекса.

Уважаемые коллеги!

Как вы знаете, недавно в нашей области побывал с визитом председатель правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Выступая на совещании, посвящённом развитию оборонной промышленности, он подчеркнул, что сегодня Вооруженным Силам страны требуется техника нового поколения, отвечающая самым современным требованиям.

Уральская “оборонка” может и должна включиться в эту работу. Государство окажет необходимую помощь.

Наши предприятия уже получают большую помощь от Правительства России. Как отметил Владимир Владимирович, выступая на совещании в Нижнем Тагиле, было принято решение о направлении в уставный капитал “Уралвагонзавода” 4,4 миллиардов рублей для расчёта с поставщиками и решения других проблем. В начале следующего года “Уралвагонзавод” получит ещё 10 миллиардов рублей тоже в уставный капитал.

Развивая оборонный комплекс, мы не должны отказываться от производства на данных предприятиях перспективной гражданской продукции. Уже сегодня наша “оборонка” выпускает самый широкий спектр продукции гражданского назначения: медицинскую технику, геодезические приборы, тракторы, погрузчики, светотехнику, металлокерамику, аппаратуру связи. Мы будем всячески поддерживать выпуск нашими оборонными заводами продукции, востребованной рынком. Но подчеркну: создание новых образцов является важнейшей задачей.

Пятое направление – развитие нанотехнологий.

Это обязательный компонент модернизации. Сегодня в нашем регионе реализуется более 120 проектов в сфере нанотехнологий с общим объёмом инвестиций на сумму свыше 16 миллиардов рублей. Из них несколько десятков проектов реализуются в рамках соглашения с госкорпорацией “Российские нанотехнологии”.

В частности, мы начинаем на заводе “Уралпластик” производство полимерных упаковочных материалов на основе нанотехнологий. На Уральском электрохимическом комбинате производятся фильтры для очистки газов на основе наноматериалов. Уральский оптико-механический завод выпускает светодиодные лампы которые в 10 раз экономичнее, чем обычные лампы накаливания.

Есть и другие примеры, но они пока единичные. А наша задача – создание нанотехнологического кластера с годовым объёмом производства не менее 10 миллиардов рублей.

Шестое направление – модернизационные проекты в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве.

Глава государства обратил внимание на необходимость поддержки села, подчеркнув: “У нас есть все возможности, чтобы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста на годы вперёд. И в результате этого улучшить и качество жизни на селе”.

Поэтому, определяя ключевые задачи модернизации экономики региона, мы делаем особый акцент на развитие нашего агропромышленного комплекса.

Прежде всего, необходимо более интенсивно вести работу по созданию современных крупных сельскохозяйственных комплексов. Именно на таких комплексах наиболее высок технологический уровень производства. Поддержка федерального центра уже позволила приступить к строительству трёх десятков таких объектов. Практика показывает, что когда строится один крупный комплекс, одновременно задействуется продукция предприятий примерно восьми смежных отраслей. А это создаёт возможность по эффекту мультипликатора поднять всю экономику в целом.

И конечно, нужно помогать селянам со сбытом продукции. Для этого требуется развивать систему предприятий, которые организуют выезды специальной техники непосредственно к производителям, на фермы, в частные хозяйства. Сегодня наши показатели роста в агропроме недостаточно велики во многом именно потому, что многие производители не в состоянии привезти продукцию на рынок. Нужно им в этом помочь.

Седьмое направление – модернизация в строительстве и сфере коммунального хозяйства.

На территории области реализуется один из самых крупных строительных проектов – проект “Академический”. Планируется построить 9 миллионов квадратных метров жилья для проживания более 325 тысяч человек.

Проект уже работает, построены первые дома. Более того, подписано соглашение о приобретении Министерством обороны Российской Федерации более 170 тысяч квадратных метров жилья для семей военнослужащих.

Для обеспечения потребностей стройиндустрии необходимо активно развивать промышленность строительных материалов. В прошлые годы не было скоординированности объемов и цели. Этого нельзя допускать. В 2010 году предстоит ввести новые мощности по производству цемента на предприятии “Сухоложскцемент”, теплоизоляционных материалов на “Ураласбесте” и ряд иных мощностей.

Не менее важной является модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства.

Из Фонда содействия реформированию ЖКХ нам выделено около 7,7 миллиардов рублей. Масштабы работ уже показательны: капитальный ремонт затрагивает 3,5 тысячи многоквартирных домов, улучшение жилищных условий почувствуют более 460 тысяч человек.

Мы уже заменили более тысячи лифтов, установили более 2,5 тысяч систем учёта в домах. Произведены ремонты фасадов, инженерных сетей. Кроме этого, ликвидировано почти 250 аварийных домов, что позволило нам сократить аварийный фонд почти на 30 процентов и переселить более 4-х тысяч человек. Нужно создать условия, чтобы каждый житель, имеющий зарплату выше средней, имел возможность строить жилье.

Это и есть модернизация в самом настоящем смысле слова. Но это только начало большой работы.

Восьмое направление – использование потенциала малого бизнеса для модернизации экономики.

Во всём мире малый бизнес традиционно считается наиболее инновационно - восприимчивым. Он быстрее, чем крупные предприятия, осваивает новые технологии и внедряет их в производство.

Не секрет, что пока у нас имеет место определенный перекос – малый бизнес во многом ориентирован на торговлю и посреднические услуги. Поэтому ключевая задача, которая стоит перед нами, – это придание развитию малого бизнеса инновационно-направленного характера.

Особую роль здесь может сыграть создание малых предприятий при вузах, к чему нас призвал Президент России. Такие предприятия должны стать своего рода “мостом” между теоретической наукой и производством.

Необходимо продолжать развитие инфраструктуры для развития малого бизнеса. На сегодня только в 37-ми муниципальных образованиях созданы фонды поддержки предпринимательства. Нужно расширять эту систему. Расширять создание технопарков, бизнес-инкубаторов.

Девятое направление – развитие науки и подготовка кадров для модернизации производства.

Важнейшим условием модернизации и технологического перевооружения нашей экономики должно стать развитие научных учреждений и высшей школы.

В Свердловской области создан колоссальный по мощи научный комплекс. Уральская наука по праву занимает лидирующее положение в России в сфере теоретической и прикладной математики, магнетизма, материаловедения, физики высоких энергий, органического синтеза и других направлениях.

Однако, воздавая должное нашей науке, нельзя не сказать и проблемах. Наука порой далека от производства, не ориентирована на его приоритетные задачи.

Решение проблемы – дорога с двусторонним движением. Наука и бизнес должны идти навстречу друг другу. Мы должны создать условия для развития науки и вкладывания в нее средств бизнеса.

Обращаюсь к Союзу промышленников и предпринимателей, его руководящим органам: активнее работайте по формированию заказов от предприятий на приоритетные научные разработки. Положительный опыт, мне известно, есть – у металлургов, энергетиков, машиностроителей. Но пока данная работа носит ещё недостаточный характер. Нам нужна чёткая стратегия действий: предприятия должны сказать, что они хотят получить, а учёные – выдать требуемый результат. Мы должны найти меры, которые помогут поднять заинтересованность предприятий в НИОКР. Нет предприятий без КБ, без науки, их нельзя разделять.

Особым направлением работы является подготовка квалифицированных кадров.

Потенциал образовательных учреждений у нас большой. Вопрос – в качестве подготовки и её направленности. Как вы знаете, Президент России подписал Указ о создании Уральского федерального университета, и мы обязаны выполнить волю главы государства на самом высоком уровне.

Уральский федеральный университет призван стать центральным звеном подготовки самых высококвалифицированных кадров для нашей экономики. Должна быть создана Высшая инженерная школа – элитное учебное заведение, готовящее инженеров самой высокой, даже по мировым меркам, квалификации.

Мы возлагаем на Уральский федеральный университет особые надежды, именно он должен обеспечить “кадровый фундамент” модернизации в экономическом комплексе Урала. Но нужны конкретные действия.

И десятое направление - социальное партнёрство.

В своём выступлении я постарался вкратце обозначить основные направления модернизации экономики. Хочу отметить: успех нас ждёт только в том случае, если в области будет чётко действовать система социального партнёрства: власть – бизнес – труд. Именно от слаженной работы этих трёх звеньев во многом зависит успех реализации курса Президента в Свердловской области.

Социальное партнёрство особенно важно для нас потому, что экономика ещё не преодолела кризис, признаки роста пока неустойчивые. На многих предприятиях существует угроза высвобождения кадров.

В этих условиях первичная задача – сохранить социальную стабильность. Она должна решаться через создание новых рабочих мест. Социальная стабильность – это необходимое условие модернизации.

Уважаемые коллеги!

Хочу поблагодарить вас за внимание и сказать, что готов к диалогу, готов выслушать все предложения, советы. Нам с вами предстоит много и напряжённо работать в ближайшие годы.


Обзор PR
СМИ ли надо?
Режим процедурной растерянности
Кто-то везде грязь найдет...
Цифровой Кубок Иннопрома
Область в окне
"Космоса" черные дыры
Медведев - Куйвашеву: "Тем более вы возглавляете очень крупный субъект"
Подрыв скреп за 33 секунды
Кубок "Большой индустриальной недели"
Путин - Куйвашеву: "Разберитесь, поговорите с ним..."
Лента заявлений
20/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Комментарии
ВК-медиа "в контакте" с силовиками и судом? ВК-медиа
Как детский сад "Чебурашка" оплатит Александру Арцыбашеву штраф за дискредитацию СВО
Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100