Урал паблисити монитор, Никита Гордеев В майском номере делового еженедельника «Эксперт-Урал» впервые за последнее время публично заявил о себе Николай Максимов, президент компании Макси-групп, специализирующейся на создании металлургических мини-заводов. В интервью изданию он подробно рассказал не только о настоящем и будущем своего бизнеса, но и поведал историю создания и становления компании - случай беспрецедентный для одной из самых закрытых бизнес-структур региона. Решение «повернуться лицом» к общественности было принято Макси-групп в прошлом году – именно с того времени в СМИ более или менее регулярно стали появляться новости компании. Но выполнение этой задачи проходит однобоко: информирование идет только о реализации «программы по созданию современных металлургических производств», точнее, о ее перспективах: «новые технологии, эффективная организация труда, правильный подбор и расстановка кадров должны вывести Макси-групп к концу 2006 года в число 30 крупнейших предприятий России».
Стоит отметить и необъяснимую пассивность компании в вопросах защиты собственной репутации. Скажем, когда прошлым летом возник конфликт в Березовском, где холдинг планировал реконструировать Уральский завод прецизионных сплавов, компания Макси-групп своей явной пассивностью по сути стимулировала развитие дискредитирующей «экологической» кампании, организованной оппонентами. Ситуацию так и не разрешили.
Приходится констатировать, что либо представители холдинга до сих пор не осознали важность грамотного позиционирования, либо им элементарно не хватает опыта в организации комплексного pr-сопровождения. Ведь до недавнего времени политика компании не подразумевала контакты с прессой даже через официальные пресс-релизы. Между тем, к необходимости изменения стратегии информационного сопровождения бизнеса холдинг Максимова все же пришел в связи с необходимостью обозначить прозрачность бизнес-процессов компании в связи с размещением облигационных займов в мае 2005 года. Но и после принятия новой стратегии продвижения президент Макси-групп не баловал журналистов своим вниманием, вся информация проходила обобщенно от руководства промышленной группы и касалась исключительно производства.
На первый взгляд, по сути единственное на сегодняшний день публичное выступление г-на Максимова следует оценивать как шаг к формированию позитивного имиджа холдинга через имидж руководителя. Персонификация бизнеса, действительно, в большинстве случаев повышает уровень доверия к компании, однако главным условием устойчивой деловой репутации был и остается принцип прозрачности бизнеса. Похоже, для президента Макси-групп этот принцип оказался «ахиллесовой пятой».
По мнению экспертов «Урал паблисити монитор», в интервью присутствует целый ряд моментов, которые указывают на то, что г-н Максимов посчитал необходимым существенно «подретушировать» действительность. Не случайно на вопросы, которые кажутся президенту компании потенциально опасными (о слухах, которые циркулируют вокруг компании; об информационной закрытости структуры) он отвечает подчеркнуто лаконично, выбирая нейтральные формулировки. Но даже при всей его осторожности фактические нестыковки начинаются с самого начала интервью, когда президент холдинга вспоминает, как в середине 90-х «по очень небольшой цене» им был приобретен контрольный пакет акций двух ревдинских заводов - по обработке цветных металлов и метизно-металлургический – и Нижнесергинского металлургического завода.
Между тем, как утверждают эксперты нашего репутационного портала из ИК «Благодать-Секьюритиз», получение контроля над заводами проходило проблематично, в духе той эпохи тотального передела собственности, в том числе, с использованием чисто рейдерских схем захода на предприятие, и эти усилия потребовали значительных финансовых затрат. Скорее всего, Максимов рассчитывал придать своему бизнесу респектабельности, заявив о бесконфликтном приобретении заводов, но этим только привлек внимание информированных кругов к болезненной теме.
Впрочем, «дела давно минувших дней» - это только верхушка айсберга. Гораздо больше вопросов вызывает непосредственно представляемый им проект создания мини-заводов.
Согласно информации, которую сейчас активно озвучивает Макси-групп, ее стратегической целью является создание холдинговой структуры в черной металлургии России, состоящей из металлургических мини-заводов и предприятий по переработке втормета. Основными конкурентными преимуществами таких предприятий называются высокая эффективность, гибкая технология, реагирующая на потребности рынка, короткая производственная цепочка. Сам Максимов в интервью уверенно заявляет, что «места нам в любом случае хватит». Специалисты рынка настроены не так оптимистично: прежде всего, оборудование и комплектующие для мини-заводов закупаются за границей – это существенно повышает затраты и ставит предприятие в технологическую зависимость от зарубежного поставщика. Нет гарантии, что необходимый ремонт или замена будут произведены в срок и при этом не осложнят производственный процесс. Но главная проблема мини-заводов в том, что они не обладают собственной сырьевой базой. Доступ к природным ресурсам сегодня есть только у промышленных гигантов. Тем более что, несмотря на все заявления г-на Максимова об уникальности программы, на территории Урала подобное производство уже существует у таких «монстров» как ТМК, НТМК, УГМК. Использование вторчермета, запасы которого в России превышают 20 млн тонн в год, создание ломозаготовительных и ломоперерабатывающих предприятий рядом с мини-заводами, - тоже не выход, поскольку и на этом рынке действует жесткая конкуренция. Металлургические комбинаты и экспортеры лома кровно заинтересованы в освоении отечественного втормета, и сегодня получить действительное конкурентное преимущество Макси-групп может лишь при условии значительных затрат на оборудование новых площадок и закупку современной техники. На компании уже висят крупные кредиты сразу в нескольких банках, и без дополнительных финансовых вливаний разговоры о мини-заводах теряют смысл.
Напомним, полгода назад эксперты нашего репутационного портала анализировали неожиданное появление в СМИ материалов, ориентированных на позитивное позиционирование Макси-групп, и пришли к выводу, что информационная активность компании направлена исключительно на привлечение инвесторов. Прошло достаточно времени, но и в этот раз господин Максимов, говоря о привлекательности проекта, оперирует уже не раз озвученными аргументами и фактами. К примеру, вновь сообщает, что общий объем привлеченных средств под инвестиционную программу составляет 500 млн долларов, а сама программа вызывает широкий интерес «среди западных инвесторов, фондов и компаний». По словам г-на Максимова, ознакомиться с производством «приезжали представители деловых кругов, том числе трубных компаний Италии, Германии, Китая», однако президент Макси-групп ни слова не говорит о достигнутых договоренностях или заключенных контрактах. По-прежнему о достижениях в ходе реализации программы речь идет в будущем времени. Из всего этого можно сделать вывод, что для компании г-на Максимова проблема поиска инвесторов актуальна до сих пор. А значит, сам проект может оказаться под большим вопросом. Более того - попытки «подправить» ситуацию методом недомолвок и замалчиваний могут свести на нет все усилия по созданию деловой репутации, что напрямую отразится на успешности всего бизнеса.
|