Урал паблисити монитор, Дарья Орлова
Холода, бушевавшие в течение последних двух недель, стали проверкой на прочность не только всех систем жизнеобеспечения столицы Урала. Под ударом оказалась репутация как представителей власти, так и соответствующих служб и ведомств. Как показал анализ рейтинга упоминаемости UP-Monitor, кризисная ситуация заставила весьма активно применять pr-технологии даже структуры, которые до этого практически не уделяли внимания собственному паблисити.
Эксперты репутационного портала "Урал паблисити монитор" уже анализировали информационную тактику, которую во время холодов применили крупные уральские промышленники: к примеру, в СМИ прошел целый ряд сообщений, в которых подробно рассказывалось, как УГМК-холдинг заботится о здоровье и безопасности работников своих предприятий в трудных погодных условиях (дополнительное питание, спецодежда и т.п.) Таким образом, представители ФПГ региона смогли по максимуму использовать сильные морозы для поддержания образа социально ответственного бизнеса. Как показывает практика, коммерческий сектор обычно гораздо больше обеспокоен собственной репутацией и более оперативно реагирует на чрезвычайные обстоятельства, которые могут на ней каким-либо образом отразиться. Однако в этот раз активизироваться пришлось всем.
Согласно данным рейтинга "Урал паблисити монитор", с 14 по 28 января среди объектов, имеющих непосредственное отношение к жизнеобеспечению населенных пунктов, лидирующие позиции по количеству сообщений в прессе заняли энергетики - как федерального, так и регионального масштаба: РАО "ЕЭС России", Электросетевая компания Екатеринбурга, Свердловские теплоэлектросети, ТГК-9, МСК Урала и Волги, КЭСК "Мультиэнергетика" и др.
Информационная атака - по-другому столь невероятную pr-активность представителей различных энергетических компаний назвать уже трудно - вышла на новый содержательный уровень. Если раньше она была обусловлена масштабной реорганизацией всех российских энергетических структур, которая требовала соответствующего информационного сопровождения, то в данной ситуации энергетики получили возможность позиционировать себя на фоне темы, актуальность которой гарантировала им внимание самой широкой аудитории. За две недели морозов топ-менеджеры Чубайса и Вексельберга, контролирующих региональный рынок, энергетики выступили экспертами практически на всех рейтинговых каналах столицы УрФО, отвечая на волнующие вопросы по обеспечению теплом и светом, при этом каждый такой комментарий обязательно включал в себя детальный рассказ о достижениях каждой конкретной компании. Несколько подпортил в целом вполне благополучную картину инцидент в поселке Калиновка, жители которой буквально взяли в заложники работников аварийной службы электросетевой компании, протестуя против отключения энергопитания, однако массированная разъяснительная работа вкупе с информационной активностью энергетиков позволили достаточно быстро снивелировать этот негатив.
Гораздо скромнее вели себя "газовики", что, впрочем, объясняется не столько реализуемой в регионах информационной политикой поставщиков, сколько тем, что риск возникновения проблем в этом секторе оценивался специалистами гораздо ниже, чем у энергетиков. Тем не менее, пресс-служба "Уралсевергаза" во время холодов регулярно через СМИ оповещала население о том, что вся необходимая работа идет в прежнем объеме и обеспечение газом проходит без сбоев.
Наиболее подробно о своих успехах в деле борьбы с морозами рапортовало Свердловское управление железной дороги. Но, как показали события, такая активность сыграла с железнодорожниками злую шутку. В целом за две недели в уральских СМИ прошло 25 сообщений, так или иначе касающихся работы СвЖД, большинство из них были сгенерированы собственной пресс-службой и весьма убедительно информировали об экстренных мерах, предпринятых руководством СвЖД: локомотивы были переведены с зимнего топлива на арктическое, обладающее высокой морозоустойчивостью; отопление в вагонах шло бесперебойно; сотрудники, работающие на открытом воздухе, были обеспечены печами индивидуального обогрева, спецодеждой и даже кремом против обморожения. На всероссийском совещании железнодорожников Свердловскую железную дорогу признали лучшей среди российских железных дорог по степени подготовки к работе в морозы: в частности, за 10 дней 2006 года не было допущено ни одного случая брака в работе с пассажирскими поездами. СвЖД имела все шансы стать лидером позитивных оценок прессы, однако уже через несколько дней старательно выстраиваемое информационное сопровождение рухнуло, как карточный домик, когда стало известно, что несколько сотен пассажиров электрички Кузино - Екатеринбург были вынуждены из-за остановки поезда пешком добираться до города при 35-градусном морозе. Происшествие получило широкий резонанс и, несмотря на оперативную реакцию службы по связям с общественностью СвЖД, нанесло ощутимый удар по репутации железнодорожников - во многом потому, что в распространенных заявлениях СвЖД отказывалась признать свою вину, а руководство постаралось дистанцироваться от проблемы. Даже публичные извинения за причиненные пассажирам неудобства шли от имени начальника pr-отдела - фигуры, прямо скажем, не слишком авторитетной в глазах населения.
Городским транспортникам повезло больше: за все время тяжелых погодных условий в СМИ, согласно рейтингам "Урал паблисити монитор" не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента, бросающего тень на репутацию транспортного управления. Однако график движения сбился из-за того, что скорость передвижения транспорта по городу снизилась примерно на 20%, и хотя пассажиропоток также существенно уменьшился, это обстоятельство не прошло незамеченным, несмотря на отчеты представителей управления, сообщающих через городскую прессу, что в Екатеринбурге, невзирая на холода, на линию выходят 100 процентов трамваев и троллейбусов. "Слабым звеном" оказались и междугородние автобусные перевозки, по некоторым маршрутам движение транспорта было временно приостановлено, однако это направление не входит в компетенцию транспортного управления Екатеринбурга.
Для полноты картины следует отметить, как с точки зрения формирования паблисити проявила себя в данной чрезвычайной ситуации администрация столицы Урала. Судя по сообщениям прессы, морозы в очередной раз подтвердили тяжелое состояние коммунальных служб города в районах, удаленных от центра. В этой связи со стороны мэрии было предпринято несколько весьма эффективных ходов - прежде всего, факты аварий не замалчивались, каждый эпизод комментировали представители соответствующей городской службы с обещанием исправить ситуацию. В массовых изданиях (например, "Комсомольская правда-Урал") была организована прямая линия со специалистами Управления ЖКХ Екатеринбурга, которым горожане могли направлять свои жалобы. По распоряжению главы столицы УрФО Аркадия Чернецкого был создан оперативный штаб для контроля над всеми системами жизнеобеспечения города в условиях наступивших холодов. О ситуации с энергообеспечением Екатеринбурга более чем подробно информировал население замглавы Константин Крынин (в рейтинге упоминаемости персон за последние две недели он занял шестое место, в первый раз за всю свою карьеру оказавшись на одной позиции с областными министрами). Вместе с тем в информационной тактике екатеринбургской администрации наблюдались и серьезные минусы. Деятельность оперативного штаба освещалась недостаточно активно, возможно, СМИ уделяли бы этой работе больше внимания, если бы штаб возглавил сам Аркадий Чернецкий, а не его зам Виталий Смирнов - помимо прочего, это добавило бы плюс к имиджу мэра-"хозяина". Кроме того, количество всевозможных аварий, хоть и не перешло критические пределы, но все-таки серьезно сыграло против горадминистрации.
Стоит отметить, что данный анализ информационной карты двух последних недель января достаточно полно иллюстрируют результаты опроса, который репутационный портал "Урал паблисити монитор" проводил все это время среди своих читателей с целью выяснить, кто из объектов столицы УрФО хуже всех работал в морозы. В итоге среди тех, кто набрал наиболее весомые проценты, оказались: Администрация Екатеринбурга (25%), Трамвайно-троллейбусное управление (15%), СвЖД (11%), Свердловэнерго и автовокзал "Северный" (каждый получили по 6%).
Характерно, что 28% проголосовавших посчитали, что абсолютно все службы и ведомства, ответственные за жизнеобеспечение населения, сработали на совесть. Помимо прочего этот результат явно свидетельствует в пользу проявленной информационной активности, которую продемонстрировали практически все объекты исследования.
|