Анализ сообщений СМИ, посвященных визиту Фрадкова, показывает, что журналисты, даже те, кто изначально был весьма критически настроен, не смогли не отметить следующее важное обстоятельство: премьер, который за все время своей работы в этой должности, практически не покидал пределы столицы, неожиданно решил посетить далекий Урал. До этого высокопоставленные столичные чиновники не принимали участия в подобных мероприятиях, даже таких масштабных, как Russian Expo Arms или "Всероссийский экономический форум".
Премьер и сам не стал скрывать, что главной целью его визита является отнюдь не выставка, и не юбилей танкостроения, а обсуждение процесса предстоящей передачи полномочий от центра в регионы, о чем он и заявил в первые же часы своего пребывания на уральской земле. За этими официальными формулировками кроется гораздо больше, чем может показаться сначала. По мнению политологов, визит Фрадкова является настоящим прецедентом. Впервые в истории путинской России федеральный премьер-министр, по сути, второй человек в государстве, специально перекраивает свой напряженный рабочий график и приезжает в регион, чтобы изучить опыт экономического и политического развития и взять на заметку региональные инициативы. Более того, открыто заявляет об этом представителям СМИ. Эксперты уверены, что поездкой Михаила Фрадкова, решение о которой, естественно проходило при согласовании с главой государства, Кремль четко продемонстрировал вектор перемен, намеченных в региональной политике. Тот факт, что для первого шага в этом направлении была выбрана Свердловская область, говорит о том, что теперь власть намерена делать ставку на сильные и благополучные регионы со стабильной политической ситуацией - именно стабильность, как известно, является "альфой и омегой" путинской концепции государственной политики. Кроме того, отмечают эксперты, визит Фрадкова, как и прошедший несколько лет назад совместный визит в Екатеринбург президента Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера, подтвердил статус Эдуарда Росселя среди региональных лидеров.
В рейтинге упоминаемости СМИ, подготовленном UP-Monitor по результатам мониторинга региональной и федеральной прессы, визит Фрадкова занимал первое место несколько дней, причем с высоким показателем балльности сообщений (9560.15). Большинство изданий не ограничились одним сообщением на данную тему, а посвятили ей несколько материалов - в виде репортажей с места событий и аналитики. И это несмотря на достаточно большое количество других, сильных информационных поводов, таких как рекордное повышение зарплаты бюджетникам, освобождение из-под стражи бизнесмена Сергея Воробьева и рост "бензиновых" цен. Показательно, что на остальных высоких рейтинговых позициях также стоят информ-поводы так или иначе связанные с приездом премьер-министра - третье место в рейтинге заработала тема выставки "Магистраль 2005", в работе которой принимал участие Фрадков. Далее идет: "строительство телебашни", "выделение средств на реконструкцию аэропорта Кольцово", "финансирование екатеринбургского метрополитена" - вопросы, которые обсуждались в ходе визита главы федерального кабинета министров.
Как и предполагал "Урал паблисити монитор", детальной информации о том, к чему в результате пришли представители власти по этому вопросу, озвучено не было - вторая часть совещания, где и обсуждалась эта тема, проходила за закрытыми дверями. Однако Михаил Фрадков незадолго до этого обозначил основную позицию центра.
Российская газета, Премьер знает, кто лукавит:
- Очевидна необходимость советоваться с руководителями регионов, принимать здравые решения, - заметил Фрадков.
При этом от объектива прессы не укрылось, что в обмене мнениями по такой актуальнейшей теме определенно существует взаимная заинтересованность.
Евгений Енин, 4 канал, Итоги недели:
- Фрадков прилетел не на один день, а на один день и одну ночь. И если уж он предпочёл ужину в семейном кругу ужин с Росселем, то надо думать, что они не только ели.
При этом UP-Monitor зафиксировал в прессе противоречивые оценки непосредственно высказываний Фрадкова. Как выяснилось, во многом это обусловлено банальным недостатком точной информации, а также неискоренимым желанием прессы рассматривать данное событие сквозь призму местных политических процессов. К примеру, слова Михаила Фрадкова: "Как можно мечтать о миллионе стали в год, когда не решён вопрос по энергоресурсам?!" журналисты поспешили интерпретировать как критику премьера в адрес областных министров, в то время как Фрадков обращался к федеральному Минпромэнерго, что становится ясно, если рассматривать его высказывание целиком, не вырывая из контекста. Раздражение Фрадкова было вполне объяснимо: на совещании, посвященном экономической ситуации в регионе, с докладом выступил областной премьер Алексей Воробьев, который поведал, что энерго-потенциал Свердловской области используется не в полной мере. Фрадков потребовал объяснений у министерских представителей из своего окружения - оказалось, что федеральные профильные министерства имеют довольно слабое представление об энергетических возможностях региона. Что и вызвало негативную реакцию Фрадкова.
Кроме того, судя по проанализированным сообщениям, многие СМИ, в том числе, и федерального уровня, отметили, что свердловский губернатор представил премьеру чрезмерно длинный список просьб и предложений, требующих огромных денежных вливаний из российской казны. Мол, следовало быть поскромнее, все-таки в стране 89 регионов. Между тем, логика событий показывает, что Россель действовал не по собственной прихоти, а сообразно новым обстоятельствам, поскольку понимает, что сегодня следует оперативно выходить на центр и заявлять о своих интересах как можно активнее, иначе можно упустить реальный шанс направить в область дополнительные финансовые потоки. Безусловно, Россель известен своей любовью с амбициозным проектам, но было бы странным, если бы руководитель крупнейшего промышленного региона страны не генерировал подобные идеи и не старался воплощать их в жизнь. Точно также вполне понятна осторожность, с которой проекты встретил первый премьер: любые глобальные инициативы, подразумевающие значительное финансирование из федеральной казны, неизбежно на первом этапе принимаются центральной властью в штыки. Весомыми аргументами "за" могут стать только безупречно составленное обоснование проекта и авторитет регионального лидера.
"Урал паблисити монитор" удалось достоверно узнать из информированных источников, что в ходе визита Фрадкова область получила положительный ответ по крайней мере по четырем представленным проектам: энергобезопасность, дорожное строительство, создание Большого Евразийского госуниверситета и строительство метрополитена. Источники сообщают, что в протоколе поручений председатель российского правительства указал профильным министерствам рассмотреть данные предложения и подготовить всю необходимую информацию по их реализации.
Мониторинг прессы, проведенный UP-Monitor, также выявил, что немаловажным результатом визита Фрадкова стало явное повышение статуса выставки "Магистраль-2005" - присутствие высокопоставленных представителей власти обеспечило ей широкое освещение в СМИ всех уровней. И выставка, которая до этого без особого шума несколько лет подряд проводилась на полигоне "Старатель", в этот раз стала настоящим событием международного масштаба, что позитивно сказалось на ее результатах и на имидже Свердловской области. Таким образом, во время кратковременного визита премьер-министра Росселю, образно выражаясь, удалось одним выстрелом убить двух зайцев: пролоббировать социально-экономические проекты, важные для всего региона, и повысить рейтинг Свердловской области - причем, как инвестиционный, так и политический.
Неудивительно, что в основной массе аналитики, опубликованной в прессе по результатам визита Михаила Фрадкова, красной нитью проходит тезис о том, что уральский вояж федерального премьера губернатор смело может записать в длинный список собственных достижений. В частности, подчеркивается, что Фрадков, получив приглашение от свердловского лидера 29 августа, уже 9 сентября был в Екатеринбурге. В связи с чем вновь всплыла уже привычная тема лоббистских возможностей Росселя. Как известно, в этом году наиболее обсуждаемыми результатами лоббистских усилий Росселя стали кадровые вопросы на государственных предприятиях стратегического значения, "Уралвагонзаводу" и "Уральскому оптико-механическому заводу". Как известно, свердловский губернатор взял ситуацию под личный контроль: не только ездил в Москву, чтобы принять участие в работе комиссии Роспрома, на которой принимается решение о назначениях директоров ФГУПов, но и добился поддержки по кандидатуре Николая Малых у президента Путина. Как заявили корреспонденту "Урал паблисити монитор" в Роспроме, губернатор Свердловской области стал единственным региональным представителем, который участвовал во всех заседаниях комиссии, которые касались его региона. То, что Россель отстаивает те или иные кандидатуры, говорит только о том, что у него есть экономическая политика, ведь каждый кандидат - по сути, отдельная программа.
О том, что свердловский губернатор как никто другой умеет добиваться своего, известно давно. Россель регулярно входит в рейтинги лучших лоббистов России. Согласно исследованию, проведенному весной "Независимой газетой" совместно с Агентством экономических новостей, свердловской губернатор в списке "Лоббисты - региональные лидеры" вошел в категорию "сильная эффективность". Теперь, судя по предварительным итогам визита премьер-министра на Урал, можно ожидать, что свердловский губернатор войдет в историю и как непосредственный участник путинской реформы по передаче полномочий регионам.
Ира ШЕСТОВСКИХ
|