Фирменный знак является важнейшим элементом имиджа и напрямую влияет на поведение потенциальных партнеров и потребителей. По просьбе UP-Monitor эксперты в области дизайна и маркетинга определили и проанализировали два логотипа, которые, на их взгляд, можно охарактеризовать как "удачный" и "неудачный".
Большинство специалистов положительно отметили новый логотип сотовой компании "Билайн".
В апреле этого года "Билайн" объявил о начале ребрендинга. Вместо синего цвета и логотипа в виде пчелы на фоне SIM-карты и слогана "С нами удобно" появился круг с горизонтальными чередующимися желтыми и черными полосами, возле которого располагается слово "Билайн". По
мысли разработчиков, новый логотип призван сделать уже знакомый брэнд более дружественным - при растущей конкуренции на рынке сотовой связи новый стиль рассчитан в первую очередь не на привлечение, а на удержание абонентов.
- Хороший, современный логотип, - комментирует Роман Дик, дизайнер РА "Восход", - прекрасно запоминается и легко узнаётся. Цветовая гамма выгодно отличает его от конкурентов. Сочетание очень контрастное - это добавляет эмоциональности.
- Старый билайновский логотип "грешил" отсутствием ассоциативного ряда, было не совсем понятно, какова целевая группа компании, - считает Елена Ермакова, руководитель отдела дизайна "Компьютер Сервис Консалтинг". - Сейчас же можно говорить о том, что Билайн больше ориентирован на молодежь, позиционируется легкость и простота. Известно, что желтое с черным -- для человека самое контрастное, самое активное сочетание. Все предупреждающие знаки (опасность, разметка на производстве, знаки радиационного заражения и т.п.) тоже "полосуются" черно-желтым. Так что цель привлечь внимание выполняется на сто процентов. Ребрендинг помог существенно улучшить восприятие не только визуального образа, но и в целом корпоративной идентификации. Получилось очень емко: два цвета, две линии - лаконичное, универсальное и концептуальное решение ("би-лайн" можно перевести и как "две линии", и как "полет пчелы"). Брэнд задумывался исходя из понятия "соты", сотовая связь, и эта тема из первоначального логотипа здесь тоже отражена - на цветовом уровне.
"Неудачным" подавляющее большинство наших экспертов посчитали эмблему "Промышленно-строительного банка". Как стало известно, эта тема сегодня активно обсуждается среди специалистов в области маркетинга, более того, были проведены пробные тестирования, и выяснилось, что практически у всех опрошенных логотип вызывает совершенно конкретные аналогии с фаллическим символом.
- Я бы сказала что дизайнер, который работал над этим знаком, думал не о банке, - замечает Елена Ермакова. - Пожалуй, есть мотивы греческих традиционных узоров, а вот идентификация, что это банк, и что это надежный банк - отсутствует.
Сомнительно, чтобы авторы эмблемы ставили перед собой провокационную цель - в сфере банковского бизнеса эпатирование публики по меньшей мере неуместно - скорее всего, считают эксперты, дело в банальной недоработке, которая может привести к серьезным проблемам брендинга. Фирменный знак, являясь "лицом" компании, самым прямым образом влияет и на ее репутацию. И в том случае, если логотип не соответствует ожиданиям аудитории, репутационные убытки неизбежны.
- Важно, чтобы выбранный знак не вызывал "неправильных" ассоциаций, то есть, тех, что изначально не предполагалось в него закладывать, - говорит Ольга Лозовая, психолог-консультант Orange Marketing Group. - Выяснить это можно с помощью тестирования - попросить определенное количество людей высказать свои предположения о том, что, по их мнению, рекламирует данный логотип. Если, скажем, восприятие идет на эмоциональном уровне, а мы хотим позиционировать компанию на рациональном - значит, была допущена серьезная ошибка.
Ирина Шадрина, дизайнер РА "Полигон-Принт", пояснила, что разработка логотипа обязательно должна идти на основе маркетингового анализа ситуации - по результатам исследования выделяются основные идейные направления, в рамках которых и ведется работа. Тогда логотип будет четко ориентироваться на аудиторию и отражать ее ожидания.
Между тем, отметили эксперты, большой проблемой на пути к хорошему логотипу может стать… и сам заказчик.
По словам дизайнера Романа Дика, сегодня среди клиентов постепенно приходит понимание, что каждый должен заниматься своим делом и все чаще разговор идет на уровне: вы специалист, я вам доверяю.
- Но встречаются и трудные экземпляры, приносят собственные "разработки" и говорят: "Я тут почеркался немного, может, вы причешете?".
Проблемы возникают и при согласовании проекта. Зачастую сам проект ведет рекламный менеджер компании, и дизайнер ориентируется на его предпочтения, между тем, окончательное решение принимает дирекция. Как правило, у каждого из руководителей свое мнение о том, как должен выглядеть конечный продукт, и это мнение иногда кардинально не совпадает с мнением человека, который курировал дизайнерскую работу. Начинаются "переделки", и достигнутый в конечном итоге компромисс зачастую очень далек от фирменной концепции. Всего этого можно избежать, если за проект изначально отвечает один представитель компании.
Дизайнер Ирина Шадрина также подтвердила, что иногда заказчики в целях экономии средств сами "создают" эскизы логотипов. Другие заказчики полностью полагаются на вкус и фантазию дизайнера, ограничивая его лишь названием фирмы, и соответствием специфике деятельности.
Между тем, психолог Ольга Лозовая считает, что в этом смысле владельцам товарного знака нежелательно всецело полагаться на разработчиков:
- У профессиональных дизайнеров существует некое общее понимание, которое и позволяет избегать грубых ошибок в работе. Безусловно, на каком-то уровне психология все-таки учитывается - в выборе цвета, например, - но в целом дизайнеры предпочитают действовать, полагаясь на свою интуицию.
Поэтому, по мнению Лозовой, перед тем, выходить в свет с любым логотипом, необходимо его протестировать - это может быть либо экспертная оценка, либо опрос среди "конечных потребителей". Анализ результатов позволит вовремя выделить и исправить проблемные моменты.
Ира ШЕСТОВСКИХ
|