Обзор PR
28.04.2020, 00:46

СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

Союзы журналистов во многих регионах России обратились к властям с просьбой включить СМИ в список пострадавших от пандемии коронавируса. Но Свердловская область, как всегда, на особинку – отдельное открытое письмо опубликовали более 50 редакторов городских и районных изданий. Их предложения более конкретны. Если карманные союзы попросили распространить на медиа-отрасль уже озвученные федеральной властью меры поддержки, то владельцы или руководители СМИ в муниципалитетах описали целый перечень мер: от включения городских и районных газет в ассортимент федеральных торговых сетей до грантов губернатора и Роспечати, от смягчения рекламного законодательства до субсидирования затрат на рекламу для субъектов малого предпринимательства.

 

Письмо областного Союза журналистов подписали топ-менеджеры двух правительственных телеканалов, совладельцы крупнейших радио-холдингов и гендиректор региональной вкладки федерального издания. То есть мы видим структуру региональных оффлайновых медиа: живущее на бюджетные деньги телевидение, практически не зависящее от государства (но лишь финансово) радио и аффилированный с одной региональной ФПГ филиал федеральной газеты... Хотя - опа! Среди подписантов еще и «Директор Сети городских порталов Низамов Р.Д.» (Это постирония?)

 

Инициаторы «Письма 50-ти» – главные редакторы немногих оставшихся частных городских и районных газет. Не сказать, конечно, что это медиа-менеджеры с безупречной репутацией. (Тот же Арцибашев, к примеру, не брезгует зарабатывать на коллегах близкой к мошенничеству схемой отсуживания денег за фотки типа по авторскому праву). Но это те немногие издания, которые смогли жить в рынке и могут досаждать областной власти.  

 

Краткий исторический экскурс. Когда-то СМИ муниципалитетов были мощной силой. Совокупный тираж городских и районных газет превышал миллион. При Росселе этой армадой Левин хитро управлял распределением газетной бумаги – контролировал и муниципальные (учредители – местные власти), и появляющиеся частные СМИ. Мишарин завез «челябинскую заразу»: Ананьев (ставший топ-менеджером Минсельхоза), провел реформу, угробившую всю систему – городские и районные газеты забрали у муниципальных властей, повесив на региональный бюджет. Гениальность этой операции равна сумасшествию – муниципальные СМИ выдернули с рынка (худо-бедно они на нем крутились), а муниципальные власти не особо и расстроились, лишившись рупоров – быстро приспособились печатать нормативные акты отдельными вестниками десятком экземпляров.

Какое-то время областная власть все-таки держала единое информационное пространство вкладкой во все местные газеты – общим тиражом 300 тыс. экземпляров (уже тогда раз в пять больше официальной областной газеты). Но частные местные СМИ оставались серьезным ресурсом – развернутая с их, в том числе, участием пиар-кампания, например, привела Тунгусова в резиденцию губернатора (пресловутая «Область в огне»). Ставший директором ДИПа Иванов после выборов губернатора 2017 года вкладку ликвидировал – действительно, зачем единое информационное пространство, если Тунгусов на следующих выборах хотел другого губернатора? А на частные местные газеты перестали обращать внимание – авось, сами скоро издохнут.

 

Они практически и издохли. В отличие от подписантов обращения областного СЖ.

 

Вот что сообщал telegram-канал «Екатеринбургерная»: «192,8 млн рублей потратило свердловское правительство на самопиар в 1 квартале 2020 года. Областное телевидение (64,5 млн рублей) ВГТРК (20,5 млн рублей), 4 канал (18 млн рублей), Студия 41 (16 млн рублей), ООО “Патруль” (5,6 млн рублей), АиФ-Урал (5 млн рублей), КП-Урал (3,4 млн рублей), Регнум (3 млн рублей), Эхо Москвы в Екатеринбурге (2,4 млн рублей), Российская газета (1,5 млн рублей), Коммерсант в Екатеринбурге (1,5 млн рублей), Правда УрФО (1,5 млн рублей), Накануне (1,5 млн рублей), Уралинформбюро (1,5 млн рублей), 66.ру (1,5 млн рублей), ЕАН (1,1 млн рублей), Интерфакс-Урал (1,5 млн рублей).

Также правительством области за 3 месяца было заключено пять госконтрактов на публикацию хвалебных материалов о своей работе в соцсетях на общую сумму 3,24 млн рублей. Все эти контракты были подписаны с единственным анонимным поставщиком в обход конкурсных процедур.»

 

То есть, ДИП продолжает финансировать радиостанции с фигой в кармане, поддерживать принадлежащие лояльным (до поры до времени) бизнесменам интернет-ресурсы, потихоньку сливать деньги тунгусовским smm-щикам. Еще забавнее – выделение денег гостелерадио, которое, получая областные деньги, практически в ежедневном режиме выдает сюжеты тематики «Область в говне».

 

Тот же telegram-канал сообщает: «Подчиненные инстаграм-губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева решили купить за счёт бюджета доступ к еще одному интернет-сайту для мониторинга СМИ и соцсетей. На этот раз на портале госзакупок разместили закупку на 2 млн рублей,  созданную под местного партнера губернаторской пресс-службы — АПИ.  Описание закупки скопировано из аналогичной документации прошлого года. Например, абзац с требованиями к мониторингу телеграма чиновники скопировали и вставили не два (как в прошлом году), а четыре раза. Напомним, в марте свердловские чиновники разыграли госконтракт на 2,5 млн рублей за доступ к федеральному интернет-сервису мониторинга СМИ и соцсетей СКАН компании «Интерфакс».

 

СМИ муниципалитетов просят поддержки у власти, которая не знает об их существовании – их попросту нет в покупаемых мониторингах. (Не говоря уже о том, что у аппарата губернатора вообще нет нормального мониторинга. Одна закупка – плата, как правильно замечено, «партнеру»; другая – завуалированная плата за лояльность).

 

Главред «Областной газеты» выступил за воссоздание существовавшей во всех крупных муниципалитетах триады «местная газета – телеканал – радио». С одной стороны, это можно назвать утопией, а Полянина самого попрекнуть нынешним тиражом «ОГ». С другой стороны, инициаторы «Письма 50-ти» самим фактом своего существования показывают, что традиционные СМИ не просто до сих поры живы – наступит какой-то очередной момент, и они понадобятся власти. И цена будет выше той, которую заявляли, например, перед выборами губернатора. Ну, или, допустим, выдавит власть всех арцыбашевых и шарафиевых в интернет и соцсети – так это еще хуже, потому что она, власть, в диджитол до сих пор не очень. В инстаграме губернатора еще путаются, а на дворе уже новая реальность – сетевые митинги.

 

Камбэк «Вечернего Екатеринбурга» - тоже пример того, что муниципальной власти рано выбрасывать традиционные медиа. Понятно, что основная причина возрождения «Вечерки» - Куземка в прошлом году прикупила типографию. За желанием спикера Володина отдать все деньги за пиар гордумы «Комсомолке» тоже, наверное, какой-то шкурный интерес кроется. Но всё это лишь показывает, что даже в перенасыщенном масс-медиа Екатеринбурге всем властным центрам и элитным группам нужны свои оффлайновые СМИ.

 

И заметьте: размеры прямой финансовой поддержки, которую просят городские и районные медиа, просто несопоставимы с тратами на три (!) телеканала, которые содержит областной бюджет. При этом аудитории региональных и местных СМИ порой сопоставимы. А уж если медиа в муниципалитете сгенерирует негативный да скандальный инфоповод (привет Глацких!), который подхватят федеральные СМИ… ДИП же органически не способен такие удары по повестке демпфировать.

 

Стратегически «Письмо 50-ти» дает региональной власти прекрасный повод вернуть управление всем комплексом СМИ на территории Свердловской области. Перефразируя слова Александра I после убийства Павла: чтобы все было «как при Дедушке». Ну, или, хотя бы, вся эта ситуация – повод раздать карты заново.  

 

Но для этого как минимум надо представлять себе реальную ценность медиаресурсов. Сформировать представление, используя помесь поиска в яндексе с ЕГРЮЛом вместо мониторинга, невозможно. Как с пресловутой «вертикалью власти» - если эту вертикаль некуда воткнуть, она упадет. Без компульсорного мониторинга оффлайна, включая муниципальное звено, идеологическая вертикаль будет валиться всякий раз, как только в области будет происходить что-то, выходящее за рамки пресс-релизов ДИПа.

 

А если Прыткова определяет размеры контрактов, плюя на указания и губернатора, и вице-губернатора, то и в посткоронавирусном будущем (и ближайшем электоральном цикле, кстати) средства будут вкладываться не туда, не так и попусту. Захочет ли Бидонько отвечать за возможный провал в одного? ИАЦ его знает...


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024