© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024

Реплика Эдуарда Худякова
31.05.2011, 14:32

Очковтирательство Винниченко

Если ужин съеден, а в угол из-за стола за плохое поведение никто отправлен не был, то Соня и Лёва ждут "вкусняшку". Десерт, если по-научному. В этот раз Соня что-то замешкалась. И обнаружила, что Лёва уже стоит возле папы и грызет орешек. Поняв, что брат опередил её в получении "вкусняшки", Соня слегка оторопела. "Мерзкий мальчик, маленький уродец!" - Произнесла она в задумчивости. Оторопел папа. Слова были явно не из домашнего лексикона. А сказаны без осуждающей интонации, как-то даже без осмысления, наверное. Но удивительно точно (с точки зрения Сони, прежде всего) по ситуации...
Папа Сони и Лёвы слегка оторопел, читая официозные отчеты с заседания совета редакторов СМИ Уральского федерального округа при полпреде президента. Кто не знает - изредка Николай Винниченко собирает руководителей лояльных медиа, читает доклад, а потом главные редакторы выступают, пытаясь на ходу сформулировать - можно ли хоть что-то все-таки поиметь с полпредства. Ни одно такое совещание не обходится без гневных тирад пары-тройки участников в адрес одного агентства, считающего себя "любимым сайтом элиты УрФО". Это такой вечный образ медийного "маленького уродца" - мусолится каждый раз. В этот раз, судя по официозному отчету, формулировалось так: "Вместе тем в решении ряда проблем медиа-сообщества даже совместными усилиями пока не удалось добиться существенного прогресса". Проблемой названы "злоупотребление свободой слова и информационный шантаж". Далее поминается какая-то "принятая Советом Хартия медиа-сообщества", по которой СМИ "взяли на себя обязательство воздерживаться от подобных действий". И дальше, как в кавээновской репризе, "добейте меня танцем": "Но на практике это положение Хартии соблюдается не всегда. Факты злоупотребления свободой информации для получения коммерческой выгоды либо повышения собственной политической значимости по-прежнему имеют место. Все подобные случаи нам хорошо известны. При необходимости в дело вступают надзорные и правоохранительные органы".

По-моему, как раз полпредство только тем и занимается, что пытается "повысить собственную политическую значимость". А она все никак не повышается. Вертикаль власти в нашей стране - недееспособная, полпреды президента со своими аппаратами - ее самое маловразумительное звено. Я, как главный редактор, конечно же противник и "злоупотреблений", и "шантажа". Уже наверное все СМИ, кроме званых на подобные совещания, давно знают, что шантажировать полпредство без надобности - ибо поиметь нечего. Ну, создал покойный Петр Михайлович в свое время телеканал да агентство, ну живут, и слава Богу! Ну, не любят главные "информационные шантажисты" полпредство что при Латышеве, что при Винниченко, хихикают над важной государственной структурой. Остальные - попросту не замечают ее существования.

Но ведь неугомонные борцы со "злоупотреблениями свободой информации" добросовестно транслируют откровенное очковтирательство, которым занимается полпредство для повышения "собственной политической значимости". Продолжаю цитировать вдохновенный официозный отчет (тут, извините, будет много букв): "Среди других направлений деятельности Совета Винниченко отметил освещение реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 года, политики Главы государства по модернизации страны. Только за первый квартал текущего года по этой тематике в СМИ УрФО было размещено более 2000 публикаций, а за апрель – май, по предварительной оценке – более полутора тысяч. Свою роль здесь сыграла координация редакционной политики ведущих СМИ округа. Это позволяет привлекать внимание медиа-сообщества к действительно значимым и важным для страны темам".

Значит так. Как главный редактор мониторингового агентства могу ответственно заявить - к медийной реальности эта "статистика" никакого отношения не имеет. Не скажу за все субъекты округа, но в 355 офф-лайновых СМИ Свердловской области послание президента Федеральному собранию дай Бог, чтобы пяток раз было упомянуто с начала года. Оно конечно, хитро сформулировано: "политики Главы государства по модернизации страны". Под это дело можно подвести полторы сотни публикаций, где есть слово "модернизация". Субъектов в УФО, как известно, шесть. Но даже если сложить сообщения всех офф-лайновых медиа во всех регионах округа, да прибавить всё из интернет-СМИ, где есть слова "послание" и "модернизация", ну никак три с половиной тыщи с начала года не наберется...

А в чиновном отчете все красиво - за первый квартал, да за два месяца второго... Под "реализацией Послания" можно даже криминальную хронику и ресторанную критику при желании сосчитать. Только СМИ ведь продолжают глумиться - вот ляпнул Винниченко чушь на тему "обязать провайдеров отвечать за контент", и федеральный "Коммерсантъ" потешается. Эта публикация в отчете за второй квартал пойдет по разряду "освещение политики Главы государства по модернизации страны"?