Версия UP monitor от 20.06.2006 Студия-41, Послесловие Ольга Морозова: Юрий Иванович, повышенное внимание со стороны высших лиц руководства как федерации, так и региона к екатеринбургскому метрополитену. Хорошие новости поступили. Действительно так? Какая информация на сегодняшний день?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Хорошие новости для нас - это увеличение финансирования. И на сегодняшний день есть, конечно же, хорошие новости. Потому что, кроме того что сегодня заложено в бюджетах всех уровней, с профицита областного бюджета уже обещано порядка 400 миллионов. Ну, возможно, может, еще будет из федерального бюджета.
Ольга Морозова: Пообещали вам что-то конкретное? Поскольку было выездное заседание Комитета по транспорту, сегодня были представители города и области, побывали на строительстве станции Чкаловская.
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Сегодня было заседание политсовета партии «Единая Россия» у нас, выездное совещание. Там было два вопроса: это строительство метро и дорог. То есть снова сегодня, в принципе, конкретно пообещали из профицита областного бюджета дополнительно к годовому объему 400 миллионов.
Ольга Морозова: Что на эти деньги можно сделать?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": В первую очередь мы планируем запустить к 1 сентября "Вирт". Это тот горнопроходческий комплекс, который для проходки перегонных тоннелей, который стоит уже пять, шестой год. Стоит без дела, а мы ведем проходку буровым способом, то есть это вручную, практически. Во вторых, это взрывы, то есть сейсмическое воздействие, растрясается горный массив, воздействие на дома, которые на поверхности, то есть это со всех сторон плохо. В третьих, это скорость проходки совсем не та. Потому что если вручную, буровым способом, мы ведем 30 метров в месяц, в среднем, то "Виртом" можно идти 150-200 метров в месяц. Понятно, что темпы совсем другие, и качество работы, и безопасность работ. Ну со всех сторон это. На сегодняшний день буровой способ, ручной способ, - это прошлый век, как минимум.
Ольга Морозова: Речь шла о том, что изменится, изменится принципиально, схема финансирования. Пополам поделят расходы на строительство метро федеральный и региональный бюджет. О чем договорились?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": В данном случае мы ни о чем договориться не можем. Сегодня есть постановление правительства РФ, по которому финансирование метро осуществляется до 20 процентов федеральным бюджетом и 80 процентов местным бюджетом. Мы просили у депутатов Государственной Думы и не первый раз уже, и к губернатору обращался в свое время, и к Миронову, и к другим представителям федеральной власти об увеличении доли финансирования федерального бюджета до 50 процентов. Но на сегодняшний день решения пока нет.
Ольга Морозова: Можно как-то однозначно? Большая вероятность того, что будет все-таки? Вот ваши личные ощущения, либо пока разговоры только?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Я надеюсь, во всяком случае, что будет, потому что метро - это, вы ведь понимаете, не только транспортная артерия города, это объект гражданской обороны в том числе. Объект стратегический, который относится к федеральному ведению. Поэтому хотелось бы, чтобы и федеральный бюджет поучаствовал в нем.
Ольга Морозова: Судьба станции Чкаловская. Если финансирование будет, когда сдадим?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": При нормальном финансировании, я надеюсь, что оно будет после последних событий, мы будем строить, скорее всего. Пока на сегодняшний день решение не принято, но, скорее всего, будем строить одновременно две станции - это Ботаническая и Чкаловская и за 4 года сдадим и ту, и другую. Это более технологично, во вторых, строя две станции, отпадает необходимость камеросъездов до станции Чкаловская, то есть это место, где поезда с одного тоннеля на другой переходят. А это уже не худо-бедно стоит: порядка пятиста миллионов, то есть это существенная экономия.
Ольга Морозова: Какие-то новые технологии будут использоваться? Приводили в пример станцию Геологическая. По такому же принципу вроде как будут строить и Чкаловскую?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Станция конструктивно она будет такая же как Геологическая, то есть односводчатая, с перекрытием двухуровневым. Там, где на втором уровне будут располагаться служебные помещения, вспомогательные метрополитена. Будет строиться, по так называемой мартистской технологии, то есть механизированным способом с помощью горнопроходческого комбайна. Это, в общем, достаточно передовая технология, которая в России на таких больших сооружениях, такого большого сечения, в принципе, еще не особо применяется.
Ольга Морозова: Следующая станция Бажовская. Судьба какая-то известна на сегодняшний час?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Бажовская? Да, конечно, известна. Сегодня мы ее пропустили. Это не значит, что она не будет строиться вообще, мы просто изменили порядок сдачи в эксплуатацию. То есть сначала будут сдаваться Чкаловская, Ботаническая, потом будет Бажовская. Для того чтобы ее потом можно было строить, ну, нормально строить, без остановки движения поездов, то есть поезда будут продолжать ходить - станция будет строиться, мы сегодня проведем определенные работы, сделаем там часть объемов, чтобы потом можно было нормально строить, и она будет построена тогда, когда необходимость будет. Сегодня там просто нет такого пассажиропотока, чтобы строить эту станцию.
Ольга Морозова: Район Ботаники. Какая информация для жителей этого района?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Станцию Ботаническая, как я говорил, мы будем строить и сдавать вместе с Чкаловской.
Ольга Морозова: Уникальный архитектурный облик. Екатеринбург может гордиться вот такой системой. Это будет сохраняться?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Да, будет. У нас каждая станция неповторима, каждая уникальна по архитектуре, для каждой разрабатывается отдельный проект, каждая что-то олицетворяет собой. Это, однозначно, будет сохраняться.
Ольга Морозова: Но ведь это дополнительные расходы, может, попроще как-то? Зато быстрее бы построили.
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Дело в том, что касается отделки станции мрамором и гранитом - это не только архитектура, это и долговечность. Сегодня срок эксплуатации метрополитена -сто лет. То есть надо, чтобы и материалы служили достаточно долго, чтобы не делать ремонт каждые пять-десять лет. А естественные материалы - они самые долговечные.
Ольга Морозова: Вы бывали в Казани, видели, как там метро построили. Какую оценку можете дать?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Мне сложно судить чужие работы, но, во всяком случае, я хочу сказать одно: то, что за такой срок построено пять станций и сдано в эксплуатацию, это, в общем, ну, у меня были определенные сомнения. Я там был весной последний раз, где-то в марте - феврале месяце. Сдавали они в августе, то есть у меня были определенные сомнения, что они могут не успеть. Однако они успели.
Ольга Морозова: Екатеринбург за 26 лет сумел построить 7 станций. По-прежнему статус самого короткого метро в мире оправдываем?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Да нет. Казань сейчас - пять станций.
Ольга Морозова: В перспективе долгосрочный прогноз: сколько станций должно быть в нашем городе, чтобы разгрузить максимально движение?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Ну, вы понимаете, такого как бы нет прогноза - сколько должно быть станций. Метро, оно единожды начавшись строиться, оно будет строиться вечно. Город растет, развивается, и метро вместе с ним растет, развивается. Поэтому сказать только, что построим мы завтра 20 станций, и это решит проблему - нет, конечно. Город ведь растет, сегодня запланированы новые перспективные микрорайоны жилые. Это в районе Верхней Пышмы, район Академический, Университетский, то есть это же микрорайоны, которые будут строиться. Там большое количество жилья, и туда надо тоже подходить со станциями.
Ольга Морозова: То есть, в перспективе, и туда метро тоже дойдет? В стратегическом плане города до 25 года там уже намечены станции. Ближайшие районы какие-то можем обозначить. Станции вот обозначили, по районам если говорить.
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Сегодня это первая задача - закончить, соединить Ботанику с центром города, с вокзалом, с автовокзалом, Уралмашем, то есть вот эта линия север-юг. Вторая задача на сегодняшний день - это начало строительства второй линии, которая будет проходить под проспектом Ленина. И первая очередь второй линии - это от Дворца молодежи до Восточной: 4 станции. Дальше она будет продлеваться в сторону ЖБИ и в сторону Юго-Западного. Ну вот, первая очередь - это 4 станции по проспекту Ленина.
Ольга Морозова: Это к какому году планируется?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Ну сегодня планов нет по второй линии, конкретных, по годам, их нет. Хотя, в принципе, у нас есть программа развития метрополитена до 2015 года, и в этой программе заложена первая очередь этой линии. Ну на сегодняшний день она, к сожалению, сорвана, потому что последние два года объем финансирования был не тот, который в эту программу заложен.
Ольга Морозова: Сколько вам денег требуется в год, чтобы строить метро без остановок и не отходить от плана?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Для того чтобы нормально работать, планомерно сдавать станции, нам желательно иметь порядка двух миллиардов рублей в год. Тогда можно нормально строить, не по одной станции сдавать, а, как минимум, по две. Задел какой-то делать.
Ольга Морозова: Вы обсудили эти проблему будучи под землей. Что вы услышали в ответ?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": По этому году услышал конкретику: то, что касается 400 миллионов. То, что касается следующего года - пообещали, что при рассмотрении бюджета 2007 года наши пожелания будут учтены. Насколько в полном объеме или неполном, пока говорить сложно.
Ольга Морозова: Как вы полагаете, с чем связано повышенное внимание к теме строительства метро именно сейчас?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Я думаю, что достаточно проехать по нашему городу, причем в любое время дня. Ночью не будем говорить. Сегодня у нас как такового часа пик, в принципе, нет в городе. Начиная там с восьми утра и заканчивая восемью-десятью вечера сплошной час пик, в центральной части города просто проехать невозможно.
Ольга Морозова: Все устали стоять в пробках?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Я думаю, что это одна из основных причин.
Ольга Морозова: Если говорить о дальнейших перспективах и сравнивать все-таки Екатеринбург с другими городами России. Упомянули опыт Казани положительный, вот на фоне других городов России как мы выглядим, как смотримся? Действительно Москва обратила на нас внимание?
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Казань - это положительный опыт, потому что там тысячелетия. Если бы у нас было трехсотлетие, у нас ситуация была бы примерно такая же. Если сравнивать нас с другими городами России, то мы далеко не самые худшие. Сегодня метро строится в 11 городах. В 7 эксплуатируется, строится в 11. Я считаю, и, вообще, по оценке экспертов, мы сегодня примерно где-то не 3-4 месте и по объему строительства и по объему финансирования после Москвы и Питера, соответственно. Потому что их сравнивать нельзя - это субъекты федерации, там другое финансирование, там другие деньги, нас с ними сравнивать нельзя. Мы сегодня работаем нормально, достаточно устойчиво по сравнению с другими городами, такими как Новосибирск, Нижний Новгород, Красноярск, та же Казань на сегодняшний день. То, что было до тысячелетия, - это один вопрос. Сегодня совсем другая ситуация.
Ольга Морозова: В ближайшее десятилетие вы положительно смотрите на ближайший период.
Юрий Дозорец, директор екатеринбургского "Метростроя": Да, положительно.
|