Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
суббота, 20 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Главные темы
25.10.2005, 00:00

ХОЛОДНЫЕ РУКИ ЦИКА

Известные адвокаты не в восторге от новшеств избирательного законодательства
Урал паблисити монитор, Полина Курбатова




Основной массив нововведений, безусловно, коснулся Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Также были внесены изменения и дополнения в федеральные законы "О средствах массовой информации" и "О политических партиях", в Кодекс административных правонарушений, в Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Публично инициатор поправок - ЦИК РФ - объясняет бесконечные изменения законодательства о выборах необходимостью окончательного формирования всего массива правовых норм для создания единой избирательной системы, потребностью совершенствовать ее, исправляя ошибки предыдущих законодателей, выявленные практикой избирательных кампаний, намерением максимально сузить рамки применения черного пиара в политической практике. Однако юридические эксперты "Урал паблисити монитор" - Андрей Шемелев, исполнительный директор Московского бюро политической юриспруденции и Андрей Бельянский, председатель коллегии адвокатов "Капитал", - указывают на наличие иного вектора развития законодательства о выборах.

Наибольшие изменения в избирательных нормативах претерпели три традиционно острых момента, определяющие исход любых выборов: регистрация кандидатов, использование административных и финансовых ресурсов, а также проблема независимости и ангажированности избирательных комиссий. На них и остановимся.



Регистрация




Самой устойчивой тенденцией в постоянно меняющемся избирательном законодательстве, по мнению наших экспертов, становится ужесточение критериев отбора кандидатов, установление для них все более жестких норм, регулирующих процедуру допуска к участию в избирательной кампании.

"Нескучное" время для участников предвыборной гонки начинается уже на уровне регистрации. В этом году законодатели хорошо постарались, обеспечив беспрецедентный накал страстей уже на стадии отсева кандидатов. В первую очередь, речь идет об отмене так называемой "страховочной" функции избирательного залога. "Теперь кандидатам надлежит самим выбрать конкретное основание своей регистрации: подписи или залог. И предоставив в комиссию либо подписные листы, либо копию платежного поручения, обратного пути кандидат уже не имеет", - отмечает Андрей Шемелев.

Принципиально важным является также нововведение, которое предусматривает отказ в регистрации кандидата за 10% забракованных подписей, а не за 25% как ранее.
По словам Андрея Бельянского, увеличение количества действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата, делает почти невозможной регистрацию по маленьким округам на основании собранных подписных листов.

Помимо этого у региональных законодателей теперь появилась возможность установить правило о предоставлении вместе с подписными листами заверенных нотариусом списков сборщиков подписей. По словам Александра Шемелева, это условие является настолько трудновыполнимым, что на проходящих сейчас выборах депутатов в Мосгордуму сразу нескольким партиям пришлось отказаться от сбора подписей и вносить избирательный залог в 15 миллионов рублей.

Обросла многочисленными формальностями и процедура внесения залога. Порой элементарная невнимательность может привести к тому, что какой-нибудь рубль признают попавшим в избирательный фонд с нарушениями законодательства и тогда ничего не спасет кандидата от отказа в регистрации.




Административный ресурс



Найти ответ на вопрос, что в большей степени поможет кандидату в предвыборной гонке: административный или финансовый ресурс всегда было непросто. В сегодняшних условиях однозначно можно сказать, что для кандидатов и партий, не обеспеченных тем или другим успешное участие в выборах становится практически невозможным. Только для одних такие резервы могут стать в предвыборный период курицей, несущей "золотые яйца", а для других - проблемой, все зависит от профессионализма юристов и лояльности избиркомов.

Принципиальным нововведением является установление такого основания для отказа в регистрации кандидата как использование служебного положения. К нему относятся использование на неравных условиях с другими кандидатами или без оплаты из избирательного фонда помещений, оргтехники, средств связи, труда подчиненных и т.д. Как пояснил Александр Шемелев, если ранее этот запрет и возможность быть снятыми с пробега касались только чиновников, теперь пострадать от несоблюдения этих ограничений может любой руководитель любой организации. Для этого его конкурентам достаточно зафиксировать неоднократность использования этих преимуществ в избирательной комиссии. Расценивать нововведение можно по-разному: с одной стороны, норма вроде бы уравнивает все сословия кандидатов, а с другой, дает избиркомам довольно неоднозначный механизм отказа в регистрации отдельным кандидатам, особенно из бизнес-среды.



Кстати, Владимир Мостовщиков, председатель избирательной комиссии Свердловской области большие надежды возлагает еще на один инструмент борьбы за равноправие кандидатов. "Много лет шла дискуссия о неправомерности прямого вмешательства в ход и результаты выборов тех граждан, которые являются руководителями или членами руководящих органов организаций разных форм собственности, в частности градообразующих и им подобных предприятий, - говорит он. - Новый закон дополнен нормами, которые вносят ограничение в использование преимуществ своего положения лицами, являющимися членами органов управления организации независимо от формы собственности. Таким лицам установлен запрет на ведение агитации при исполнении своих должностных или служебных обязанностей".

Ужесточение требований к процедуре выдвижения кандидатов вызывает неоднозначную оценку у экспертов нашего портала. По мнению Александра Шемелева, владельцы административного ресурса нередко пренебрегают формальностями, а ангажированные избиркомы закрывают на это глаза. Ещё одним "нововведением", которое актуализирует тему неравного положения кандидатов, является возобновление практики опроса граждан, подписавшихся за кандидата. До недавнего времени он проводился только в случае обжалования решения избирательной комиссии, отныне это же право получает и кандидат, оспаривающий регистрацию своего соперника на основании подписей. "Видимо уже забылось, что в свое время на это был строгий запрет, так как носители административного ресурса легко, силами милиции или иным образом склоняли избирателей к отказу от своих подписей", - напоминает Александр Шемелев.




Избиркомы



Если СМИ во время выборов становятся четвертой властью, а действующая власть - административным ресурсом, то полновластным распорядителем и вершителем кандидатских судеб становятся избиркомы. Законодательные новшества во многом коснулись порядка работы избирательных комиссий в период выборов - в основном в части урегулирования и уточнения целого ряда процедурных моментов, касающихся прав и обязанностей избиркомов. Но наряду с техническими моментами, есть несколько принципиальных нововведений, которые, на взгляд наших экспертов, могут оказаться чрезвычайно значимыми на стадии регистрации кандидатов. Так, согласно новому законодательству еще больше ужесточаются правила проверки избиркомами подписных листов, прежде всего - за счет расширения контрольных возможностей избиркомов.

Между тем, одним из положительных изменений на фоне общего усложнения допуска к участию в избирательных кампаниях стало сужение оснований для отказа в регистрации кандидатов. Если раньше избирком мог отказать кандидату в регистрации за недостоверность любых предоставленных при выдвижении сведений, то с 2005 года поводом для отказа может стать лишь искажение информации о судимости и гражданстве.

"Не секрет, - поясняет Александр Шемелев, - что ангажированные властью комиссии часто использовали эти полномочия слишком энергично и без достаточных оснований. Можно вспомнить, по каким несущественным основаниям снимали с выборов в ГосДуму Юрия Скуратова и Анатолия Быкова, а также с выборов Президента Чечни Малика Сайдуллаева. Или возьмем пример с Сергеем Капчуком, лидировавшим на прошлогодних выборах курганского губернатора и снятым по решению суда, посчитавшего, что сведения о месте жительства кандидат указал недостоверно, так как по месту прописки не проживал".



По мнению юристов, позитивно отразится на предвыборном процессе и внесение ряда поправок в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, для избиркомов введены дополнительные меры административной ответственности за выдачу копий протоколов, не соответствующих их первым экземплярам, либо заверение этих копий с нарушением установленного порядка. "Не секрет, что на практике привлечь к ответственности ангажированного или просто безграмотного председателя или члена избиркома достаточно трудно, - говорит Александр Шемелев. - Теперь же возможное привлечение к ответственности может не только отбить у них охоту нарушать права участников избирательного процесса, но и в принципе на несколько лет закрыть дорогу на выборы для такого "деятеля".

Тем не менее, в руках избиркомов по-прежнему сосредоточено немало инструментов, которые могут прямо или косвенно влиять на итоги предвыборной гонки, поэтому
все большее значение приобретает компетентность и независимость членов избирательных комиссий.

Александр Шемелев: "Таким образом, успешное участие в выборах становится все сложнее для кандидатов и партий, не обеспеченных соответствующими ресурсами, при этом возможности применения к участникам выборов карательных мер постепенно сужаются, а процедуры допуска к участию в избирательных кампаниях ужесточаются. И если второе приводит к значительному отсеву претендентов избиркомами ещё на стадии регистрации, по первое - попросту развязывает руки допущенным участникам. Все это позволяет говорить, что выборы станут чуть сложнее для их участников, но уж точно никак не скучнее".

Андрей Бельянский: "Все нововведения в нашу избирательную систему я считаю закономерными с учетом накопленного опыта работы всех комиссий от самых нижних уровней - ТИКов - до ЦИКа. Я бы сказал, что большинство изменений носит уточняющий, детализирующий характер. Вектор нововведений направлен более на отладку механизма, нежели на его коренное изменение. Видно, что государство собирается поставить под контроль источники финансирования избирательных кампаний. Большинство поправок достаточно эффективны. Огорчает то, что я не увидел реального механизма защиты от "черных pr-технологий". Нет также механизмов, которые способны оградить государство от влияния на избирательный процесс, в первую очередь это скажется на будущих президентских выборах".



Урал паблисити монитор
Главные темы
Лента заявлений
20/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Комментарии
ВК-медиа "в контакте" с силовиками и судом? ВК-медиа
Как детский сад "Чебурашка" оплатит Александру Арцыбашеву штраф за дискредитацию СВО
Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

СМИ ли надо?СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100