Студия-41, Новости в наступлении. События дня. [21.07.2005]
Алексей Фаюстов: Слабым газетам помогать не нужно. С таким заявлением сегодня выступили несколько редакторов районных и городских газет. Журналисты написали открытое письмо в правительство страны и области с просьбой не финансировать убыточные региональные издания.
Валерий Безпятых, глава газеты: Мы не претендуем на эту бумагу которая выдается правительством области, нам этого не нужно, нам нужна не помощь, нам надо чтобы нам не мешали работать только и всего.
"Новости в наступлении" подробно рассказывали о сути конфликта. Напомним, трое редакторов артемовской, ревдинской и качканарской газет написали открытое письмо, где выступили против областной программы финансирования муниципальных изданий. По мнению авторов, субсидирование убыточных газет ведет к нечестной конкуренции. Кроме того, журналисты возмущены, что их отстающим конкурентам областные власти предоставляют преимущества, а именно несколько тонн бесплатной бумаги. На подарок бюджет области выделяет почти 13 миллионов рублей. Получателей помощи объемы устраивают полностью. Редакторы говорят, что без властной опеки им не выжить.
Александр Черкесов, председатель совета: Независимые СМИ как они себя называют, я ничего здесь не имею, но если на первое место ставят бизнес, районные и городские газеты на первое место ставят информацию, информационное обслуживание населения и вместе с этим зарабатывание денег.
АТН, АТНовости [22.07.2005].
Ксения Карцева: Ареной борьбы за независимость прессы стала на этой неделе Свердловская область. Главные редакторы трех региональных газет направили открытое письмо в адрес правительства и федерального собрания. В послании они выразили свое недовольство информационной политикой государства. В СМИ это письмо уже вызвало широкий резонанс, а именуются оно теперь не иначе как "Письмо трех".
Репортаж Виктора Степанова: Поводом для написания письма стало недавнее выделение из бюджета св. обл. почти 13 млн. рублей на приобретение бумаги для нужд муниципальных изданий. Авторы письма считают, что выделяя столь значительные средства лояльным газетам, власти наносят серьезный удар по формирующемуся рынку независимых СМИ. СМИ, по их мнению, должны существовать только на условиях самоокупаемости.
Валерий Безпятых, главный редактор газеты "Городские вести" (Ревда): Мы самостоятельны и мы самоокупаемые, и своим примером мы хотим доказать, что в малых городах, на малых рынках СМИ, в частности газеты, мы представляем газеты, могут быть самоокупаемые, самостоятельные. Мы считаем, что нет смысла тратить бюджетные деньги на эти малые рынки.
Александр Шарафиев, главный редактор газеты "Егоршинские вести" (Артемовский): Мы призываем к тому чтобы выйти на свободную, нормальную журналистику.
У представителей муниципальной прессы иная точка зрения на этот счет. Они указывают на то, что во многих регионах отсутствует рекламный рынок, там СМИ могут рассчитывать только на поддержку властей. Их перевод на самоокупаемость наверняка приведет для этих регионов дефицитом информации.
Александр Чертков, председатель совета редакторов муниципальных газет Свердловской области: Мы соседи, мы знаем ситуацию на своих территориях. Независимые СМИ, как они себя называют, я ничего здесь не имею, абсолютно никаких мыслей посторонних, на первое место ставят бизнес. Районные, городские газеты на первое месть ставят информацию, информационное обслуживание населения, и вместе с этим зарабатывание денег.
Выход из сложившейся ситуации только один - финансирование СМИ должно проводиться на конкурсной основе. У каждого региона есть ряд социально-значимых проектов, именно на их освещение и должны выделяться средства, законодательная база для этого уже существует.
Дмитрий Полянин, секретарь Cоюза журналистов России: Та ситуация, которая касается выделения из бюджета области средств на бумагу. Я думаю это последний год, когда средства выделяются в таком виде, потому что с 2006 года, я думая здесь никто этого отрицать не будет, ни муниципалы, ни частные издатели, процедуры будут конкурсными.
С 1 января 2006 года конкурсная система начинает функционировать. В свете подобных начинаний правительства инициатива уральских журналистов может выглядеть несколько странно, ведь стоит подождать полгода и все само собой решится. Однако, как оказалось, авторы письма преследуют скорее воспитательную цель. Для нормального функционирования рынка масс-медиа жизненно необходима конкуренция, а поэтому муниципальные СМИ должны научиться жить самостоятельно как можно раньше.
Ермак, День [21/07/2005].
Ярослав Бородин: Реформа местного самоуправления изменит и взаимоотношения муниципалитетов со средствами массовой информации. Согласно 131 закону, муниципалитеты не смогут оказывать финансовую поддержку СМИ. Впрочем, то, в каком виде эта поддержка существует сегодня, многочисленные "районки" тоже не устраивает. Редакторы трех газет Свердловской области выступили с открытым письмом, в котором выразили свое отношение к господдержке. По мнению авторов письма, содержание карманных газет противоречит принципам рынка и искажает условия нормальной конкуренции.
Репортаж Гульнары Файсгановой: В этом году 55 муниципальных изданий области получили бумагу за счет областного бюджета. Без госпомощи маленькая районная газета не проживет. Рекламодатель на селе не тот, что столичный. А газета, зачастую, единственный источник информации. Поэтому практика дотации в малых городах СМИ обычное дело.
Александр Чертков, председатель Cовета редакторов муниципальных газет Свердловской области: Ханты-Мансийск создает условия для поддержки районных городских газет, для местной прессы. Челябинск, мы там побывали, губернатор там тоже в первую очередь ставит и создает условия для районных городских газет.
Бюджетные блага раздаются только газетам, учрежденным мэрией. Если в городе есть другие, независимые издания, то их благополучие полностью их собственная забота. Так, муниципальные СМИ получают бумагу на годы вперед, независимые добывают сами.
Александр Шариев, главный редактор газеты "Егоршинские вести" г. Артемовский: Извините меня, газета, которая получает бумагу на 2 года вперед и получает деньги из бюджета, она вообще может бесплатно распространять ее. Это не рынок.
Между тем, именно независимые СМИ оказываются наиболее любимы читателем. Имеют больший тираж, охотнее раскупаются в киоске. И по мнению журналистов поддерживать надо именно такие издания. Ну, или хотя бы, чтоб не было обидно, проводить конкурс на лучшее издание и решать, кому отдать бюджетную бумагу.
Дмитрий Полянин, секретарь Союза журналистов РФ: А - поддержка необходима районным городским газетам. Б - бюджетные средства там, где есть заявки не только одного средства массовой информации, а нескольких, они должны распределяться на конкурсной основе.
Кстати, с 2006 года отношение власть-газета примут новый вид. Муниципальные газеты станут либо частными, либо изменят форму собственности. Иным путем пойдут и деньги на поддержку газет. И не исключено, что деньги будут распределять именно конкурсным или тендерным путем, как того хотят газетчики. По крайне мере, те, кто не боится конкуренции.
ОТВ, События [21/07/2005]
Анна Абсалямова: Существуют ли независимые средства массовой информации? Сегодня в пресс-центре ТАСС-Урал собрались представители муниципальных газет и Союза журналистов России. Первые пытались доказать, что они независимы, а государственная помощь некоторым СМИ - пустая трата бюджетных средств. Вторые же пытались расставить все точки над и.
Репортаж Марии Девятериковой: "Вечерний Екатеринбург", "Уральский рабочий", "Студия 41". Это лишь неполный перечень СМИ, зависимых от политики городского главы. Хотя, сегодня, наверное, правильным было бы сказать: независимых газет и каналов практически не осталось. Вопрос в другом: какую и какого качества информацию зависимые и независимые СМИ предлагают публике. Об этом, впрочем, частенько, умалчивают именно независимость.
Валерий Беспятых, редактор газеты "Городские вести" (г. Ревда): Наше издание рентабельно. Никакого абсолютно (ни бюджетного, ни олигархического, ни благотворительного) финансирования мы не получаем. У нас есть только два источника финансирование. Первое - это продажа рекламных площадей, второе - продажа самой газеты.
При этом издания, выживающие за счет рекламы, считать независимыми тоже не следует. Рекламодатель, особенно в глубинке, где их не так много, очень просто может сделать так, что газете не на что будет существовать. Отсюда и вопрос информационной политики издания. Если она выгодна рекламодателю, то совсем необязательно, что нужна читателю. А вопросы независимости вовсе сводятся на нет. Потому, поддержка тех изданий, которые несут читателю взвешенную и правдивую информацию, дело нужно не только газетам, но и читателям. Впрочем, способы распределения средств обсуждать тоже никто не запрещает.
Александр Чертков, председатель совета редакторов муниципальных газет Свердловской области: Конкурсы, главы муниципальных образований, думы, представительные органы вновь образованных муниципальных образований будут определять, кто, на каких страницах, в каких объемах опубликовывать, размещать свою информацию. Вы знаете, что закон запрещает учреждение своих изданий для публикации конкретных нормативных актов.
Дмитрий Полянин, секретарь Союза журналистов РФ: Нельзя сравнивать газету в Нижнем Тагиле и газету в Шали. Рекламные рынки разные и возможности населения абсолютно разные. Т.е. программы поддержки средств массовой информации необходимы.
Как бы там ни было, необходимость бюджетных дотаций понимают и сами редакторы провинциальных изданий. Целесообразность подходов распределения тоже признают, только в кадре об этом говорить стесняются.
|