"Урал Паблисити Монитор", Наталья Ельцова
Весна приносит Екатеринбургу много неприятностей, связанных с экологией: местные жители возмущены плохим качеством уборки снега, грязью на тротуарах и во дворах, а после пылью, которая буквально витает в воздухе. Как нам сообщили в службе Роспотребнадзора Екатеринбурга, уборка снега и содержание пыли в воздухе напрямую взаимосвязаны:
– Неудовлетворительная уборка снега с примесями антигололедных реагентов, в том числе песко-соляной смеси, а также принцип сухой уборки остатков снега и грязи с улично-дорожной сети города является одним из факторов высокого пылеобразования в весенний период, – отмечают в ведомстве.
Сразу после того, как снег в Екатеринбурге начал таять, а грязь постепенно превращаться в пыль, специалисты Роспотребнадзора провели исследования атмосферного воздуха. В результате выяснилось, что в абсолютно всех взятых пробах предельно допустимые нормы, согласно анализатору пыли
, превышены в 1,2 – 11,4 раз. Последствия от этого – очевидны. От неудовлетворительной работы городских служб благоустройства страдают горожане.
– Превышение взвешенных частиц в атмосферном воздухе приводит, в первую очередь, к обострению хронических заболеваний органов дыхания у горожан и проявлению аллергических реакций на составляющие компоненты пыли, – сообщили в Роспотребнадзоре.
В свою очередь отметим, что взвешенные вещества это не только пыль (и не просто пыль, которая копится в квартирах), это частицы минерального и органического происхождения. Особенно чувствительны к таким веществам люди с хроническим нарушением легких, с болезнями сердечно-сосудистой системы, астмой, частыми простудными заболеваниями, пожилые люди и дети.
На сегодняшний день в Екатеринбурге работает 7 специализированных уборочных машин класса пылесос «Бродвей». «По одному пылесосу на каждый район, – сообщили нашему агентству в пресс-службе городской администрации. – Остальное вам скажут в комитете по благоустройству». Однако там нас снова отправили в пресс-службу, заявив, что всю информацию отправляют именно туда.
Кроме того, воздух Екатеринбурга загрязняют автомобильные выхлопы. Замминистра по природным ресурсам Свердловской области Галина Пахальчак неоднократно обращала внимание властей и публики на то, как сильно автомобили загрязняют городской воздух. В частности два года назад она заявляла о необходимости вывозить транзитный транспорт из Екатеринбурга. Сделать это удалось лишь спустя несколько лет. В итоге 1 июня этого года въезд большегрузного транспорта в центр Екатеринбурга будет закрыт в дневное время суток.
Не исключено, что такие меры позволят горожанам вздохнуть с облегчением. Но, видимо, ненадолго: ГИБДД Свердловской области регулярно фиксирует рост числа автомобилизации в регионе. Вместе с этим растет и количество вредных веществ в воздухе.
По итогам проведенной в прошлом году операции «Чистый воздух» выяснилось, что почти у 10% из 160 тысяч бензиновых машин были превышены нормы загрязняющих веществ. Отметим, что с каждым годом этот показатель увеличивается.
Качество атмосферного воздуха регулярно проверяет Свердловский центр по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды. На сегодняшний день известны результаты четвертого квартала 2007 года. Нельзя сказать, что с такими результатами можно вздохнуть спокойно. Самый грязный воздух был зафиксирован в районе Уктуса, Московской горки и в Юго-Западном районе. Здесь горожане дышат свинцом, бенз(а)пиреном, формальдегидом. В остальных микрорайонах ситуация нисколько не лучше. Уровень загрязнение атмосферы характеризуется экспертами из Гидромета как повышенный также в четырех микрорайонах Екатеринбурга. Вот, например, жители Пионерского поселка и Эльмаша дышат бензолом, оксидом углерода, диоксидом азота. В Верх-Исетском районе, помимо уже указанных веществ, легкие горожан вынуждены вдыхать свинец, формальдегид, в Парковом – сажу, в Центральном – взвешенные вещества. Практически в каждом микрорайоне была зафиксирована повышенная концентрация бенз(а)пирена.
Не вызывает сомнения, что загрязнение атмосферы оказывает влияние на здоровье человека. Состояние здоровья на 30-40 % зависит от состояния окружающей среды. Особенно чувствительны к состоянию загрязнения окружающей среды пожилые люди и дети, а также люди с хроническими болезнями сердца и легких.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Бенз(а)пирен. Важнейшими источниками поступления бенз(а)пирена в атмосферный воздух являются транспорт и предприятия топливно-энергетического комплекса. По словам экспертов, последствия высокого загрязнения воздуха в городах, и особенно бенз(а)пиреном, будут проявляться у местных жителей в повышении заболеваемости и смертности в течение многих последующих лет.
Свинец. Порядка 80% свинца попадает в воздух в результате сгорания топлива в двигателях. Исследователи утверждают, что даже небольшое его количество в воздухе может отрицательно воздействовать на умственные способности детей.
Формальдегид часто выделяется в воздух из древесно-стружечных плит, клеев, лаков, дезинфицирующих средств, одежды и мебели. В зависимости от концентрации и физических условий он может вызывать раздражение глаз и слизистых тканей, а также головные боли.
Сажа может появляться в воздухе вблизи заводских труб. Микроскопические частицы сажи в воздухе отрицательно влияют на здоровье дышащих загрязненным воздухом людей. Кроме того, канадские ученые не исключают, что сажа может вызывать мутации у детей даже у тех, которые родились вне загрязненной зоны, однако некоторое время дышали загрязненным воздухом.
Взвешенные вещества. Это частицы минерального и органического происхождения, которые не растворяются в воздухе и находятся во взвешенном состоянии. При проникновении взвешенных частиц в органы дыхания происходит нарушение системы дыхания и кровообращения. Вдыхаемые частицы влияют как непосредственно на респираторный тракт, так и на другие органы за счет токсического воздействия входящих в состав частиц компонент.
Оксид углерода поступает в атмосферу от промышленных предприятий в результате неполного сгорания топлива. Но главным источником оксида углерода в городе является автомобильный транспорт. Вдыхаемый в больших количествах оксид углерода поступает в кровь, уменьшает приток кислорода к тканям. Повышает содержание сахара в крови, ослабляет подачу кислорода к сердцу. У здоровых людей этот эффект проявляется в уменьшении способности выносить физические нагрузки. У людей с хроническими заболеваниями сердца он может воздействовать на всю жизнедеятельность организма. В случаях нахождения на автомагистрали с интенсивным движением транспорта в течение 1-2 часов у некоторых людей с больным сердцем могут наблюдаться симптомы ухудшения здоровья.
|