Главные темы
04.10.2007, 14:04

Крушитель авторитетов Леонид Беспамятных

Открыто заявив о недопустимо низком уровне преподавания на стройфаке УГТУ-УПИ, почетный строитель России нанес серьезный удар по имиджу одного из самых престижных факультетов знаменитого уральского вуза


Газета "Уральский рабочий" от 03.10.2007, Леонид Беспамятных: «Я готов к диалогу!»
Автор сообщения: Мересьева О.
Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 04.10.2007 (41.00)
Олеся Мересьева: «Уровень преподавания на строительном факультете УГТУ-УПИ на данный момент отстает от текущей ситуации в строительной отрасли в среднем на 30-40 лет» - подобный неутешительный вывод озвучил генеральный директор ООО «Уральская строительная экспертиза», почетный строитель России Леонид БЕСПАМЯТНЫХ.

Свои заключения он сделал на основании непосредственного знакомства с процессом преподавания в ведущем техническом вузе Урала, а также в результате строительно-технической экспертизы проектов выпускников факультета, покинувших стены вуза за послед­ние годы. Попытки донести факты о недочетах в учебной практике до руководства факультета не увенчались успехом, в результате Леонид Беспамятных решился обратиться к преподавательскому составу вуза, а также к студентам и их родителям через газету. «Если не предпринять экстренных мер для повышения уровня преподавания на стройфаке, в ближайшем будущем в нашем городе будут трещать по швам дома», - резюмирует он.

- Леонид Агафангелович, каким образом вам довелось соприкоснуться с преподавателями УГТУ-УПИ?

- Я был приглашен на заседание государственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов в качестве председателя. Председателем ГАКа я был два года, и этого мне было достаточно, чтобы прийти к заключению, что преподаватели не знают основных положений нормативных документов. И с этих позиций они обучают студентов! Полагаю, я могу судить об уровне преподавания достаточно объективно, ведь я имею очень большой стаж в строительстве - пришел на стройку в 16 лет, и в будущем году я буду отмечать полвека, как работаю в этой отрасли!

- Вас насторожили какие-то конкретные факты?

- Да, и таких фактов немало. К примеру, студентам со всей серьезностью внушают, что марка бетона на сжатие отменена более двадцати лет назад - в частности, это непосредственно на заседании комиссии в присутствии студентов заявила преподаватель кафедры архитектуры Ирина Мальцева, а преподаватели кафедры СПиЭН ее поддержали, не задумываясь над тем, что марка бетона - это величина, характеризующая предел прочности на сжатие бетона, прописанный в соответствующем ГОСТе. Марку бетона отменить невозможно, так как она является характеристикой, необходимой для определения класса бетона. Бетон - весьма неоднородный материал, многое зависит от изменчивости качества исходного сырья, режима приготовления бетонной смеси, степени ее уплотнения, режима набора прочности бетоном. Для учета колебания прочности бетона принят параметр «класс бетона». Преподаватели уверяют, что вместо понятия «марка» бетона сегодня употребляется термин «класс», не задумываясь о том, что эти слова имеют разный физический смысл, что прописано в соответствующих ГОСТах и разделах «СНиП» (Строительные нормы и правила). Если хотя бы кто-либо из преподавателей потрудился ознакомиться с нормативными документами, которые должны быть в открытом доступе в библиотеке УГТУ, подобных казусов бы не возникало!

- Были и какие-то другие разночтения, отмеченные вами во время работы в составе ГАКа?

- Да, конечно, начиная с мелочей - ведь компетентность преподавателей складывается даже из таких составляющих, как знание строительной и архитектурной терминологии. К примеру, на стройфаке вовсю употребляется термин «парковка», в то время как это исключительно разговорное слово, во всех нормативных документах используется слово «автостоянка». «Парковка» же по сути - это не что иное, как процесс постановки машины на стоянку, и уж ни при каких условиях подобное слово не должно упоминаться в проектной документации. Но, конечно, это мелочи на фоне куда более серьезных казусов. К примеру, во время одной из защит зашла речь о защите фундамента от агрессивных грунтовых вод. Студент в своем проекте заложил защитную обмазку битумом за два раза, и в результате был осмеян все тем же архитектором Мальцевой И. Н.: мол, что это вы какую-то обмазку придумали, сейчас есть разные другие способы, позволяющие сделать так, чтобы конструкция простояла лет 15! Да, такие способы существуют, но позвольте, мы сделаем защиту сроком на 15 лет, а по истечении этого срока что нам прикажете делать? Раскопать фундамент внутри и снаружи, подкопаться под «подошву» и заново применить эту защиту? И подобные знания преподаватели на полном серьезе вкладывают в студенческие головы! Я пытался вмешаться, поправить, у меня ведь есть вся необходимая литература, я готов показать и рассказать о существующих материалах, чтобы студенты могли составить полное мнение о имеющихся возможностях! В настоящее время существует много видов гидроизоляций, срок службы которых такой же, что и у защищаемых конструкций. В конце концов существуют и специальные цементы, к примеру, сульфатостойкий цемент, который устойчив к сульфатной агрессии, наиболее распространенной на Урале.

- Это новшество последних лет?

- Нет, все это существует уже давно, но преподаватели об этом тем не менее не знают. Более того, не желают расширять свой кругозор! И это при том, что должности доцентов на кафедрах занимают преподаватели, не имеющие ученой степени. Я как рассуждаю? Не имеешь ученой степени - так ты хотя бы над собой работай! Читай нормативные документы, читай специализированную литературу! На вопрос, кто из преподавателей послед­ний раз был на стройке, ответа внятного не получил.

- Подобная картина актуальна для России в целом или это исключительно проблемы УГТУ-УПИ?

- Я не знаю, как обстоят дела в других институтах, с выпускниками других вузов я почти не соприкасался. Правда, соприкасался с выпускниками стройфака Университета путей сообщения, причем при весьма драматиче­ских обстоятельствах. Все вы помните - год назад случилось обрушение моста на улице Восточной. Тогда нам, в частности, было поручено обследовать объект и сделать свои заключения по поводу того, из-за чего произошло обрушение. Данный рабочий проект и техническое руководство строительством как раз разрабатывали и осуществляли выпускники строительного факультета УГТУ-УПИ и строительного факультета УрГУПС. Так вот, я вам скажу, в этом проекте такие ошибки были допущены - это уму непостижимо! Здесь речь идет даже не просто о незнании требований нормативной литературы, а о незнании основ конструирования и выполнения строительно-монтажных работ…

- Но, как я понимаю, проект разрабатывали отнюдь не выпускники последних лет?

- Да, но, на мой взгляд, система преподавания на стройфаке начала хромать не сегодня, а значительно раньше. Мне приходилось сталкиваться с выпускниками девяностого года, и даже они пытались убедить меня в том, что марка бетона отменена - так их учили на стройфаке… А ведь сегодня именно эти специалисты разрабатывают проекты новостроек. То, что наш город стал активно застраиваться, - это прекрасно! И очень хорошо, что руководство города не пустило в центр Екатеринбурга застройщиков с панельными домами. Смотрите, как выглядят сегодня новостройки центральных районов! Но тем обиднее, когда хорошие, замечательные дома начинают «трещать по швам»! А случается это не очень редко, и даже в нашей практике подобных случаев достаточно много. Вот совсем недавно прошла информация в новостях - треснул еще не достроенный дом. Строители не успели закончить коробку здания - и по стенам пошли вертикальные трещины. Отчего это? Либо нарушены нормы строительства, либо нарушены нормы проектирования - одно из двух!

- И в чем же вы видите выход из ситуации?

- Выход только один: пока не поздно, в принудительном порядке поднимать уровень преподавания в вузе. Я вспоминаю наших преподавателей... Сорок лет прошло, я до сих пор помню некоторые их лекции, это были настоящие профессионалы, и того же требовали от нас! А ведь сейчас ситуация осложняется еще и тем, что многие студенты сегодня учатся на платной основе. Я ставлю себя на место родителя, который платит весьма немаленькие деньги за обучение сына. Если бы я узнал, что в итоге он получает не знания, а некие «полузнания», я бы немедленно пошел к ректору и написал заявление: принимайте меры! Почему я должен платить за то, что мой ребенок в итоге станет «неполноценным» специалистом?! Я убежден: это сонное царство надо разбудить! Преподаватели стройфака УГТУ-УПИ годами варятся в собственном соку, они привыкли к тому, что никто не допускает в их адрес никакой критики. Так вот, я буду только рад, если они услышат меня и вступят со мной в полемику, если они попытаются защититься и доказать мне, что я неправ! Я готов к диалогу! Но они молчат, и я знаю, почему - потому что по сути я прав, и возразить им нечего. Могу сказать лишь одно: если и сейчас мои слова не найдут никакого отклика, я намерен обратиться к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко - может быть, он разберется в сложившейся ситуации?!


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024