Главные темы
28.08.2007, 11:21

Пионер религиоведения Владыка Викентий

Вместо того, чтобы заявлять о том, что при введении православного курса в екатеринбургских школах будут притесняться права представителей иных религий, руководители религиозных концессий вполне могли бы перенять опыт Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского в продвижении образовательных проектов и предложить аналогичные курсы для неправославных школьников


пресс-папка к теме

Газета "Российская газета" от 28.08.2007, Добро по расписанию
В екатеринбургских школах начинают изучать основы православной культуры

Главная тема прошедшего в Екатеринбурге III епархиального съезда православных законоучителей звучала так - "Школа XXI века: приоритет православных ценностей". Речь шла не о церковно-приходских школах, не о духовных училищах, а об обычных светских учебных заведениях и о перспективах введения (и ведения) в них предмета "Основы православной культуры". Что, согласитесь, превращает съезд православных законоучителей из события, интересного только узкому кругу верующих, в мероприятие общезначимого масштаба.

Судя по всему, вероятность того, что в российских школах уже в самое ближайшее время появится такой предмет, довольно высока. Это подтверждает Татьяна Петрова, заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ:

- В Государственной Думе принят к рассмотрению законопроект об изменении государственного образовательного стандарта. В этот проект включен курс "Основы православной культуры". Разумеется, для всех уровней образования при включении этого предмета необходим принцип добровольного согласия и свободы выбора. То есть этот курс может быть включен только в список факультативных предметов.
Момент, который подчеркивали все собравшиеся: если родители будут категорически против того, чтобы ребенок изучал в школе этот предмет, заставлять и уговаривать никто не будет. А если родители не возражают, то несколько раз в неделю ребенок будет оставаться после уроков на факультатив и постигать основы православной культуры. Этот предмет сотрудники Екатеринбургской епархии уже несколько лет преподают в ряде школ города. Для ведения этого курса разработано множество методических пособий, в том числе мультимедийных. О разработанной в епархии программе рассказала Ирина Суровикина, завуч направления "Православная культура в школе" Катехизаторского отдела Екатеринбургской епархии:

- В программе курса три части, которые соответствуют начальной, средней и старшей школе. Первая ступенька, для самых маленьких, называется "Уроки добра". Здесь детям дают понятия добра и зла, истины и лжи, любви и ненависти на примере сказок, рассказывают об иконах, знакомят с Библией и Евангелием. Средним школьникам читают жития святых, они продолжают знакомиться с Библией, кроме того, им преподают курс о древнерусском искусстве. Старшим школьникам рассказывают об истории христианства и дают представление о других религиях. Кроме того, во время уроков мы знакомим школьников с известнейшими музыкальными и художественными произведениями.

В общем, ничего настораживающего в "православных" уроках нет. Неплохо, если ребенок будет в курсе основ разных религий и, тем более, будет знать и понимать древнерусскую литературу, иконопись, архитектуру. Если же вы сочтете, что нескольких часов в неделю для изучения такого сложного предмета, как православие, вашему ребенку мало, а к церковно-приходской школе вы с ним морально не готовы, то теперь у вас появилась возможность отдать свое чадо в… православную продленку. Да, продленка теперь тоже делится на православную и светскую. О новшестве рассказывает Наталья Нечаева, руководитель направления "Православные группы продленного дня" Катехизаторского отдела:

- У нас 27 групп в 24 школах Екатеринбурга. В каждой школе мы встречаемся с родителями, узнаем, хотели ли бы они отдать своего ребенка в такую группу, и составляем списки. В каждой группе у нас примерно 10-15 человек, занимаются с ними сотрудники нашего отдела. Мы учим детей не только основам православия - в первую очередь общению. Здесь они учатся уважать старших и друг друга, могут поделиться тем, о чем не стали бы рассказывать дома. Мы водим их на экскурсии, устраиваем встречи с представителями епархии, занимаемся декоративно-прикладным искусством, ведь очень важно, чтобы дети учились делать что-то своими руками. Многие родители просят записать их к нам. Конечно, иногда возникают трудности, причем, как это ни странно, с верующими семьями: они считают, что их воспитание, если можно так выразиться, более православно, чем наши занятия.

Но если на продленках с детьми работают сотрудники епархии, то с введением "Основ православия" в качестве элемента государственного образовательного стандарта они, разумеется, не смогут охватить все уроки во всех школах. Кому же доверят рассказывать детям о такой тонкой материи, как духовная культура человека? Ведь здесь личность педагога сыграет определяющую роль.

- У нас, конечно же, есть определенные требования к преподавателям, - говорит Ирина Суровикина. - Чтобы вести этот предмет, человек обязательно должен иметь педагогическое образование и опыт работы с детьми. И, конечно же, он должен иметь представление о том, чему будет учить детей - то есть о православной культуре. При институте регионального образования Свердловской области работают специальные курсы подготовки таких преподавателей.

Появится ли предмет "Основы православной культуры" в расписании уральских школьников - пока неизвестно, во многом это зависит от позиции областного министерства образования. В некоторых регионах России "Основы православной культуры" - предмет уже не факультативный, а обязательный - как, например, в Тверской области. Там "Основы…" с нынешнего учебного года будут введены во вторых и пятых классах школ в обязательном порядке - в рамках регионального компонента образовательного стандарта, а в течение четырех лет эта дисциплина будет введена и в других классах. Правда, для детей, исповедующих другие религии, будут вестись альтернативные курсы, например "Основы мусульманской культуры".

комментарий
Евгения Умникова, начальник управления образования Екатеринбурга:

- Я могу с уверенностью сказать, что в этом учебном году предмет "Основы православной культуры" точно не появится в школах Екатеринбурга, никаких изменений в учебных планах школ не предвидится. Для введения этого курса необходимо подписание множества соглашений, нужна нормативно-правовая база, которой сейчас нет. Насколько я знаю, создана рабочая группа по созданию учебного комплекта по этому предмету, но сам учебник еще не готов. Вопрос о появлении курса "Основы православной культуры" в программе школ находится пока в стадии обсуждения.


Газета "Коммерсант-Урал" от 28.08.2007, Екатеринбургских школьников обратят к богу
В школах города вводят предмет «Духовная культура Урала»
Авторы сообщения: М. Худовекова, А. Лакедемонский
Мария Худовекова, Александр Лакедемонский:
Вчера в Екатеринбурге на пресс-конференции представитель Института развития регионального образования Станислав Погорелов сообщил, что в 20 школах уральской столицы с 1 сентября в качестве эксперимента будет введен новый предмет «Духовная культура Урала». Курс предполагает изучение культурологических основ православной религии. Хотя в епархии уверяют, что новый предмет не предполагает пропаганды культа православия, уральские правозащитники опасаются давления церкви на детей.

Как сообщил заведующий кафедрой социокультурного образования Института развития регионального образования Станислав Погорелов, школьный предмет «Духовная культура Урала» разработан свердловским министерством образования и екатеринбургской епархией в целях духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Преподавать его будут с 5 класса. В отличие от «Религиоведения», отметил господин Погорелов, этот предмет станет попыткой посмотреть на религию не со стороны, а «изнутри», «прослеживая связь православия с летописанием, иконописью, архитектурой храмов, литературными произведениями». В старших классах (10-11) планируется читать курс культуры семейных отношений с точки зрения православной церкви.

Пока новый предмет появится лишь в 20 школах Екатеринбурга. По словам господина Погорелова, директоры этих учебных заведений согласовали введение нового предмета с родителями и педагогическим составом. В течение четырех лет Институт развития регионального образования будет проводить мониторинг, оценивающий, насколько изменилось отношение детей к учебе, сверстникам, степень их агрессивности и т. д. При положительных результатах новый предмет добавят в так называемый региональный образовательный компонент, который будет вводиться в каждой школе по доброй воле. Однако, как подчеркнул господин Погорелов, если ребенок учится в школе, где «Духовная культура Урала» преподается, он не сможет отказаться от его изучения.

«Духовные ценности основных религиозных конфессий не противоречат друг другу, прививание подрастающему поколению честности, справедливости и уважения к старшим не будет идти в рознь с другими религиями», — уверен архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Однако мнения руководителей религиозных концессий по этому поводу разделились. Так, председатель Духовного управления мусульман Свердловской области муфтий-хазрат Сибагатулла Хаджи поддерживает идею православной епархии. «Тропинки у нас разные, но дороги общие», — отметил он. В то же время один из неформальных лидеров мусульман Среднего Урала Магомет Абуев придерживается противоположной точки зрения. Он считает, что если государство обратило внимание на необходимость духовного воспитания будущего поколения, то было бы правильно, чтобы школьникам обеспечили равную возможность изучения всех божьих писаний: от Ветхого Завета — до Священного Корана. «Это позволит вернуть обществу понимание принципа единобожия, которое изначально лежало в основе всех религий. Ведь известно, что посланники Всевышнего приходили на землю именно тогда, когда фундамент веры в единого Создателя начинал расшатываться», — отмечает он.

Председатель же иудейской религиозной общины при екатеринбургской синагоге Яков Соскин не возражает против введения подобных предметов в школе, но в качестве факультатива. По его словам, обязательная программа и без того насыщенна предметами, дающими знания о религиозном прошлом России. «Пусть дополнительно православие и другие религии изучает тот, кто этого хочет, не надо никого принуждать. Мы понимаем, что православие — это самая распространенная религия в России, но духовная культура страны включает и другие религиозные концессии. Справедливо было бы рассказать и об их традициях», — заметил Яков Соскин.

В отличие от представителей основных религиозных конфессий уральские правозащитники в своих оценках более категоричны. Руководитель правозащитной организации «Архив-отписка» Александр Ливчак опасается, что курс «Духовная культура Урала» выльется в изучение Закона Божьего и станет одним из инструментов давления церкви на детей. «Россия — светское государство, никто не вправе навязывать ребенку свои религиозные взгляды», — сказал господин Ливчак.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024