Главные темы
07.06.2007, 15:20

Фигура умолчания министра Крючкова

Даже при обсуждении темы экологической безопасности массовой застройки и утилизации строительных отходов министр природных ресурсов Свердловской области, никак не прокомментировав происходящее, остался верен себе, подтвердив репутацию одного из самых непубличных уральских чиновников


Российская газета от 06.06.2007, Свалка у стройки
Автор сообщения: Данилин П.
Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 07.06.2007 (282.00)
Павел Данилин: Генеральный план застройки Екатеринбурга не прошел экологической экспертизы. Город завален отходами и мусором, в том числе строительным. Об этом сообщил на пресс-конференции исполняющий обязанности руководителя межтерриториального управления Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу Николай Крупинин.

Что и говорить, столица УрФО застраивается сейчас интенсивно. Ежегодный прирост жилых и социальных объектов составляет 20 процентов, как грибы, растут деловые и развлекательные центры. Однако до сих пор никто всерьез не озаботился экологической безопасностью массовой застройки и утилизацией отходов, которые концентрируются как раз возле многоквартирных домов. В Екатеринбурге пока что действуют лишь два полигона, где скапливается мусор. По мнению экспертов, они давно уже отслужили свой срок и никуда не годны. Мегаполис много лет нуждается если не в мусороперерабатывающем заводе, то хотя бы в паре новых полигонов. Администрация уже семь лет обещает этим заняться, однако воз и ныне там, сетуют экологи.

Не лучше ситуация и в других муниципальных образованиях области. Особенно остро стоит эта проблема в Нижних Сергах, Богдановиче, Белоярском районе. С предприятий взимаются деньги за утилизацию мусора, а полигоны не прошли лицензирование. По сути, речь идет о незаконном предпринимательстве. . Из более чем 600 свалок Свердловской области имеет все необходимые разрешительные документы только каждая десятая. В прошлом году экологи собрали около 300 миллионов рублей, из которых 40 процентов поступило в бюджеты муниципальных образований. Стоит задаться вопросом: на какие цели были потрачены эти средства органами местного самоуправления? На какие угодно, но только не на природоохранные. В управление Ростехнадзора поступают аналогичные жалобы и от населения Челябинской, Курганской, Тюменской областей.

Ежегодно экологическое законодательство ужесточается, совершенствуется нормативная база. Сегодня ощущается острая нехватка специалистов-экологов как младшего, так и старшего звена. Этим объясняется и непонимание природоохранных проблем в обществе, в руководстве предприятиями, муниципальными образованиями, регионами. По словам ректора Уральского государственного горного университета Николая Косарева, большую роль в организации правильного экологического цикла, в том числе и на производстве, играет подготовка кадров. По его мнению, необходимо решение федерального уровня, которое обяжет специалистов и руководителей предприятий проходить обязательную переподготовку и повышение квалификации — без этого получение и удержание лицензии должно быть невозможным.


Газета "Российская газета" от 31.05.2007, Помощник из Киото
Уральцам надо полнее использовать возможности международного соглашения
Автор публикации: В. Калманский
Владимир Калманский:
Средний Урал занимает второе место среди регионов страны по объему выбрасываемых в атмосферу вредных веществ. Значит, при ужесточении контроля за реализацией Киотского протокола (ограничение выбросов парниковых газов с целью предотвращения глобального изменения климата) Свердловская область окажется в затруднительном положении.

Пока это международное соглашение позволяет странам даже торговать своими квотами на парниковые газы. А вот отдельно взятой Свердловской области и без нажима международной общественности надо бы активней решать актуальную проблему, поскольку ситуация обязывает. На территории региона сейчас свыше 3,5 тысяч промышленно­хозяйственных структур, в том числе около 600 промышленных гигантов. Речь идет прежде всего об электрических и тепловых станциях, химических и металлургических заводах. Они круглосуточно выбрасывают в атмосферу не только пресловутые парниковые газы, но и оксиды азота, углерода, серы и другие особо опасные для человеческого организма вещества. Ими перенасыщены воздушные бассейны Екатеринбурга, Нижнего Тагила, КаменскаУральского, Первоуральска, Кировграда, Краснотурьинска, Красноуральска, Серова, Верхней Пышмы, а также Режевского и Ревдинского районов. В этих муниципальных образованиях сосредоточено большинство населения региона, продолжительность жизни которого на четыре года меньше средней по Российской Федерации.

- До 2025 года за городскую черту планируется перенести свыше 30 промышленных объектов, - сообщают сотрудники администрации Екатеринбурга. - Это экологически вредные производства - некоторые технологические подразделения местной железной дороги, предприятия по производству строительных материалов, карьеры по добыче глины и щебня… На освободившейся площади - примерно 1200 гектаров - будет построено жилье.

Как подчеркивают специалисты, важно не просто выселить тот или иной завод в загородный лес. Надо, чтобы на новом месте было обустроено более экологически чистое производство, основанное на энергосберегающих технологиях. Требуется, иными словами, совместить приятное с полезным.

Энергосбережение для Свердловской области с экономической точки зрения не менее важно, чем экология. Это подчеркивалось на состоявшемся весной текущего года в Екатеринбурге Всероссийском совещании по энергосбережению. Тогда приводились такие цифры: при форсированном переходе среднеуральской промышленности на современные технологии общая экономия топливных ресурсов составит в условном исчислении 400-430 тысяч тонн. Иначе говоря, при тех же объемах производства потребление энергоресурсов сократится примерно вдвое. Заметно улучшится экологическая обстановка, в том числе и по выбросу парниковых газов.

Для реализации столь заманчивого проекта нужны крупные инвестиции. И здесь могут помочь положения Киотского протокола. Ведь он предусматривает, в частности, прямое финансирование экологически эффективных проектов одной страной на территории другой. Почему бы этим не воспользоваться? Необходимо заинтересовать потенциальных инвесторов. Но нам, по мнению экспертов, не хватает законодательной базы. Требуется начать с разработки региональных программ энергосбережения. В Свердловской области такая программа в виде местного закона действует уже лет десять, однако она решает только задачи локального характера и носит декларативный характер. Сейчас этот нормативный акт требует корректировок с учетом новых требований.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024