Главные темы |
06.03.2006, 00:00
ЛУКОЙЛ, СИБНЕФТЬ И ТНК-ВР ВЫДАВЯТ МЕСТНЫХ ТРЕЙДЕРОВ
|
Окружив свои перерабатывающие заводы кольцом фирм-посредников, нефтяные монополисты могут быть спокойны: вина за финальный передел уральского бензинового рынка ляжет на чужие плечи |
Российская газета-Урал, Цена на поводке [28/02/2006]
Татьяна Призова, УрФО: Топливная розница зависит от монополистов
Топливный рынок Уральского региона все сложнее называть независимым. Тенденция, которая наметилась пару лет назад, сегодня усугублена как никогда: мелкие розничные компании, торгующие бензином, исчезают, уступая место крупным монополистам, которые, в свою очередь, диктуют правила игры и цены. Именно поэтому мало кто готов сегодня предсказать, как изменится стоимость литра бензина в ближайшем будущем.
Напомним, в сентябре 2005 года представители пяти ведущих нефтяных компаний, двум из которых принадлежит подавляющая доля рынка Свердловской области, на совещании в Минпромэнерго договорились ввести до конца года мораторий на рост цен на топливо после того, как за первый месяц осени потребительские цены на бензин повысились на 7,9 процента. Новые ценники, как утверждают аналитики, так же будут зависеть от нефтяников. Эксперты отмечают, что накопленная ими во время моратория прибыль еще не исчерпана. При нынешнем росте опта накопленный ресурс как раз должен закончиться к концу февраля - началу марта, и тогда бензин начнет дорожать повсеместно. Даже благополучный в этом отношении Уральский регион, где стоимость топлива колеблется в незначительных пределах, может ощутить на себе весомое прибавление в стоимости.
Розничные цены с начала года практически не изменились: после Нового года (в январе) был отмечен рост примерно на 20 копеек и только. При этом стоимость увеличивалась одновременно на всех АЗС, как принадлежащих небольшим, так и крупным компаниям. И хотя сейчас еще рано говорить о сезонном росте потребления (процесс начнется с потеплением и началом весенних полевых работ, началом сезона строительства дорог и активизацией общих строительных работ), аналитики топливного рынка делают осторожные прогнозы относительно весеннего повышения. Оно должно составить порядка 50 копеек на литр бензина. "В крупных городах региона растет экономический потенциал, следовательно, растет потребление топлива. Например, в Екатеринбурге в 2005 году, по данным ГАИ, было куплено в два раза больше частных авто, чем в 2004 году", - отмечает директор Уральского топливного союза Сергей Шиян.
В ноябре-декабре 2005 года произошло катастрофическое падение оптовых цен на бензин и дизельное топливо. Многие участники рынка вынуждены были продавать товар ниже себестоимости и нести убытки. Сейчас ситуация вернулась. И малые оптовые предприятия при этом окажутся в еще более невыгодном положении, нежели это было до последнего момента. "Пользуясь случаем, наши монополисты повышают оптовые отпускные цены завода, - сетует Сергей Шиян. - Мы вынуждены покупать топливо по высокой цене, у нас падает маржа, но на потребителях это не сказывается. Крупным компаниям выгодно проводить такую политику, а бизнес мелких оптовиков, которым сложно конкурировать с ними, становится нерентабельным. В 2005 году мы обращались в Антимонопольную службу, администрацию президента, но безрезультатно: мелких собственников продолжают выдавливать с рынка". Из-за сложившегося положения на Урале часты случаи, когда независимые трейдеры продают свой бизнес крупным компаниям. Так, в Екатеринбурге после ухода с рынка в прошлом году одной из самых разветвленных сетей доля частных АЗС сократилась по разным оценкам с 30 до 20-15 процентов.
Мелкие оптовики говорят о сговоре со стороны крупных компаний в отношении розницы. И даже если это не так, ситуация краше не становится. Трейдеры сегодня находятся на положении догоняющих: у них нет своих заводов, они покупают топливо на крупных комбинатах, при этом некоторые из них находятся в стадии реорганизации - что тоже может сказаться на формировании топливной цены. "На рынок влияет много факторов, в том числе политических, но особенно ощутимо влияние политики крупных компаний. Если смотреть в глубину вопроса: у нас слишком много посреднических структур, которые формируют большую цену. Мы не можем заключить договор поставки напрямую. Так сложилось исторически", - говорит Сергей Шиян.
Нынешний год, по мнению специалистов, будет характеризоваться развитием нескольких тенденций. Во-первых, продолжится дальнейшая монополизация рынка крупными компаниями: сегодня в Свердловской области, в частности, 20 процентов занимает одна такая компания, еще 60 процентов приходится на АЗС другого крупного предприятия, и 10 процентов остается независимым участникам топливного сегмента. Нефтяные гиганты, полагают эксперты, продолжат вести агрессивную политику, будут вводить в строй новые АЗС и скупать мелкий бизнес. В дальнейшем цена розничного рынка будет в основном определяться политикой руководства страны, планами нефтяных компаний, остальные участники рынка вынуждены будут "подстраиваться" под эти факторы. Сейчас на рынке говорят о повышении розничных цен, по одной версии на 1 рубль за литр, по другим - на 30-40 копеек, третьи источники утверждают, что повышения не будет. Время покажет, считают руководители компаний, занимающихся как крупным, так и мелким оптом горюче-смазочных материалов.
|
|
© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024
|