Главные темы
06.10.2005, 00:00

УФИМКИН И ФРОЛОВ НЕ ГОТОВЫ К СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОМУ БИЗНЕСУ?

Похоже, формирование имиджа своих компаний как социально ориентированных многие представители местного бизнес-сообщества не рассматривают в качестве инструмента для создания корпоративной репутации, считая его в нынешних условиях слишком затратным и малоэффективным

Версия UP monitor от 03.10.2005 4 канал, Финансист - Экономический практикум.
Ольга Суржикова
В свете идущих в стране реформ российский бизнес все чаще задумывается о собственном месте в общей системе. Российские компании понимают, что сегодня устойчивость бизнеса и в значительной степени его будущее зависят от того, на сколько деятельность соответствует ожиданиям всех заинтересованных сторон - государства, местных властей, потребителей, акционеров и инвесторов. В связи с этим уже несколько лет в стране идет дискуссия о социальной ответственности бизнеса. Что для России означает это понятие, и какими рамками оно определяется?
До 2003 года ни в стране, ни в регионе о социальной ответственности российского бизнеса, как о самостоятельной проблеме, никто не говорил. Бизнес и общество взаимодействовали бессистемно и случайно, а под социальной ответственностью понималась благотворительность. Впервые термин социальная ответственность бизнеса страна услышала около трех лет назад. В своем послании к федеральному посланию в 2003 году его озвучил президент. Еще более дискуссия обострилась после известных событий с ЮКОСом и все, что происходило за ними.

Татьяна Кансафарова, исполнительный директор союза металлургов Свердловской области: Очень серьезное внимание оказала политика государственного управления, это, так скажем, вопрос о пересмотре результатов приватизации, какие-то претензии к бизнесу, еще какие-то вещи. В тоже время срабатывает тот момент, что действительно происходит глобализация нового рынка, и предприятие начинает укрупняться, я имею в виду не только предприятия, а корпорации. Они выходят на международный рынок, а когда выходишь туда, то приходится работать по правилам международного сообщества, в котором приняты стандарты и понимание социальных инвестиций.

Бизнес, власти и общество России по-прежнему расходятся в ожидании по отношению друг к другу. К примеру, крупный региональный бизнес до сих пор помнит предложение областной власти ввести 3% социальный налог на решение проблему ветхого жилья и угрозы в адрес неэффективных, по мнению власти, собственников. Такой административный подход по отношению к бизнесу используется почти повсеместно. Несмотря на ежегодный рост поступлений в бюджет, он по-прежнему подкрепляется и за счет благотворительности в кавычках.

Анатолий Уфимкин, генеральный директор компании "Уралсвязьинформ": До 1 января 2005 года мы несли социальную ответственность и выполняли обязательства государства перед пенсионерами, льготниками, всем другим категориям. Государство не компенсировало, мы за государство компенсировали сами себе свои собственные прибыли и несли государственную задачу.

Согласно официальной статистике, только на социалку российские промышленники ежегодно тратят 17% своей официально показываемой прибыли. По предположениям экспертов, на самом деле эта цифра может быть вдвое и втрое выше. Большинство предприятий исправно платят налоги и в областной и в местный бюджеты. Все градообразующие содержат часть инфраструктурных территорий. Нести ли сверх этого дополнительную нагрузку для бизнеса большой вопрос. Под сомнения ставится его конкурентоспособность.

Владимир Фролов, председатель совета директоров банка "Северная казна": Поддерживать социалку города это убийственно. Почему? Это издержки, вы станете конкурентоспособны, ваши издержки будут выше, чем у конкурентов, с которыми вы боретесь на рынке. Взять на пример данную ситуацию. Способен ли банк Северная казна большие средства выделять на эти цели. Отвечаю, нет. Почему? Потому что мы почти ежемесячно открываем наши филиалы и дом - офисы, мы покупаем очень дорого уже сегодня недвижимость. В этой ситуации, если мы будем деньги расходовать на другие цели, то не будут расширяться наши сети. Если не будут расширяться наши сети, то на рынке мы будем аутсайдерами.

В тоже время российские компании понимают, что социальная активность это жизненная потребность. Их будущее во многом зависит от того, на сколько действительность соответствует ожиданиям заинтересованных сторон государства, местных властей, персонала, потребителя, акционеров, инвесторов. Наконец корпорации выходят на международный рынок и чувствуют необходимость работать по правилам международного сообщества. В США и Европе первыми корпоративная социальная ответственность появилась еще в середине семидесятых годов прошлого века. К настоящему моменту там уже выработаны единые для всех компаний социальных стандартов форм социальной отчетности. В России же до сих пор четного определения социальной ответственности нет.

Татьяна Кансафарова, исполнительный директор союза металлургов Свердловской области: За, просто говоря, вбухивать деньги в какие-то социальные программы, социальные объекты? Необходимы именно эффективные механизмы. Это же социальные инвестиции, это деньги, поэтому надо применять некие механизмы для того, что бы посмотреть, на сколько эффективны эти ваши социальные инвестиции. Тратить деньги не только, потому что ты должен потратить, а смотреть немножко с другой точки зрения. Рассчитывать не финансовые риски, а рассматривать эффективность этих социальных инвестиций. Потому что распылять средства в разных направлениях тоже неэффективно.

Марина Вшивцева, директор филиала АНО "Институт корпоративного развития" группы компаний "Ренова": Вам предлагаются решения в рамках неких уже стандартных наработок в отношении компаний консалтинговых. Мы же прекрасно понимаем, что запад очень сложно укладывается в российские реалии, по большому счету методологии для галочки нам не подходят.

На Урале о стандартах социальной корпоративной ответственности впервые заговорили этой осенью. Причем заговорило само местное бизнес-сообщество, заявив о том, что готово на разговор с властью и общественностью. Сейчас существенным шагом к организации такого разговора могут стать социальный, круглый стол, который пройдет 12 октября на базе УрГУ. Он так и называется Корпоративная, социальная ответственность, вызовы современности.

Марина Вшивцева, директор филиала АНО "Институт корпоративного развития" группы компаний "Ренова": Основная задача найти точку соприкосновения, тоску консолидации и, наверное, каким-то образом рассказать, что корпоративная, социальная ответственность это программа гармонизации этих отношений. В принципе, по большому счету, спектр вопросов, которые входят в это понятие, чрезвычайно широк. С одной стороны это программы внутрифирменных отношений, вопросы социальных пакетов, вопросы корпоративной культуры, в это тоже вкладывается в понятие социальной, корпоративной ответственности перед своими сотрудниками и в рамках трудовых коллективах.

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024