Главные темы
12.11.2004, 00:00

ПРЕМЬЕРСКИЙ ГИПНОЗ

Вконец "заединенная" областная дума, похоже, проголосует "за", несмотря на то, что бюджет Свердловской области на 2005 год обещает разойтись по швам.
На презентацию бюджета-2005, на 14 этаж здания правительства свердловский премьер Алексей Воробьев пришел собранный, сосредоточенный и умиротворенный.

Главный финансовый документ области послужил ему прекрасным щитом для игнорирования внешних раздражителей: все это обилие цифр и финансовых эвфемизмов можно было читать и перечитывать, как мантры, усыпляя внимание окружающих депутатов.

Премьер говорил около часа. Из его речи можно было понять, что доходы консолидированного бюджета составят 50 миллиардов 919 миллионов 610 тысяч рублей. По сравнению с 2004 годом они вырастут на 14,9 процента. Доходы непосредственно областного бюджета прописаны в объеме 34 миллиарда 740 миллионов 444 тысячи рублей, что на 36,6 процента больше, чем в 2004 году. Сумма расходов областного бюджета аналогична доходам, так как бюджет у нас в очередной раз как бы бездефицитный. В результате изменения налогового и бюджетного законодательства РФ доходы бюджета области сократятся на 1 миллиард 386 миллионов рублей. В результате пертурбаций с налогом на прибыль (1,5 процента уходит в пользу федерации) потери составят 975 миллионов рублей. Из-за зачисления в федеральный бюджет в 2005 году 100 процентов платы за пользование водными объектами потери области - 174 миллиона рублей. В результате отмены налога на рекламу - 178 миллионов рублей и так далее… Было отмечено, что дополнительных доходных источников в целях компенсации потерь федеральным законодателем на 2005 год не предусмотрено.

Проект бюджета поступил к депутатам еще 29 октября, поэтому 11 ноября на расширенном заседании двух палат Законодательного собрания области даже перед лицом премьера многие зевали. Парламентарии чувствовали себя немножко журналистами, которые всегда надеются максимально быстро перемотать вступительную часть, чтобы перейти к вопросам. После того, как спич Воробьева подошел к концу, все заметно оживились. Застрельщиками были, как всегда "мэрские" депутаты Архипов и Порунов. Первый поинтересовался, правильно ли он понял, что в бюджете урезаются социальные статьи и целевые программы, для того, чтобы сбалансировать доходы и расходы, второго занимала проблема екатеринбургского метро. Вывести из себя Алексея Петровича не удалось ни на йоту. Тем же размеренным тоном он рассказал, что метро надо строить и мы будем его строить, а что касается социальных статей, то они, естественно, профинансируются в полном объеме.

Последнюю попытку вывести премьера на дискуссию сделал депутат Александр Бурков. Он поднял проблему увеличения зарплаты бюджетникам. Известно, что федеральный премьер Михаил Фрадков поставил перед министром здравоохранения и социального развития Михаилом Зурабовым задачу увеличить зарплату федеральным бюджетникам в 2005 году на 30 процентов. Воробьеву был задан вопрос, как будет происходить аналогичная процедура в Свердловской области, и почему рост зарплаты бюджетникам на 30 процентов не заложен в бюджете региона на 2005 год. Очевидно было, что премьер ожидал этого вопроса, поскольку ответил, как по написанному.

Мы уже подняли зарплату бюджетникам на 20 процентов в 2004 году, тогда как на федеральном уровне никто этого не делал. Сейчас еще не решено, на сколько процентов будет подниматься зарплата, когда это решение будет принято, мы тоже у себя посмотрим. Мы все свернем, но зарплату платить будем, - заявил Воробьев.
Судя по всему, логика премьера была следующая: раз в 2004 году была поднята зарплата на 20 процентов, то значит, нам задним числом в 2005 году зачтется это повышение. Если федеральные законодатели решат увеличивать зарплату на 30 процентов, то нам останется ее поднять только на 10. Видимо, 10 процентов - это не так уж и много, поэтому можно пока что не закладывать данный показатель в областной бюджет. По крайней мере так поняли Алексея Петровича многие законодатели.

Корреспонденту "Урал Паблисити Монитор" расшифровала заявление Воробьева областной министр финансов Мария Серова.

- Во многом все, что говорится о том, будто у нас не хватает денег на социальные статьи, на целевые программы - не соответствует реальности. Ни о каких десяти, пяти миллиардах выпадающих доходов речи не идет. Все социальные разделы у нас запланированы с ростом. Из 50 миллиардов консолидированного бюджета, около 30 миллиардов - социальные расходы. Что касается зарплаты бюджетникам, то пока федерация не приняла окончательного решения, мы ничего сказать не можем, не можем ничего закреплять у себя в бюджете. Если повышение будет на 20 процентов, то оно уже у нас заложено еще с 2004 года, если на 30 процентов, то надо будет увеличить зарплату на 10 процентов. Я думаю, мы найдем без особых проблем эти средства. Это не будет большой нагрузкой для областного бюджета.

- А 10 процентов это сколько в денежном эквиваленте? - поинтересовался наш корреспондент.

- Это примерно 1,5 миллиардов рублей.

То, что 1,5 миллиарда для бюджета на 2005 год, который считается крайне напряженным - пустяк, это что-то новенькое. Кроме того, логика Воробьева и Серовой о том, что в Свердловской области не придется увеличивать зарплату на 30 процентов, строится только на их собственных умозаключениях, что не вселяет особой надежды и доверия. При том, что логика федералов, как мы уже много раз убеждались на собственном опыте, обычно расходится с мыслями и образами региональных политиков. Например, москвичам ничего не стоило в результате монетизации льгот оставить территории РФ в целом без 131 миллиарда рублей, которые были заботливо централизованы. Известно, что, поднимая зарплату бюджетникам, обитатели Садового кольца в очередной раз лукавят. В указе президента будет идти речь только о зарплате федеральным бюджетникам, при этом субъектам федерации только рекомендуют (на этом слове следует сделать акцент) выделить деньги для "своих людей". То есть, федерация избавляется от ответственности. Ведь по бюджетному кодексу, если бы повышение носило обязательных характер, то его необходимо было бы подкреплять дополнительными доходными источниками или субвенциями, а так как речь идет о рекомендации, то все остается на совести регионов.

Понятно, что многочисленным губернаторам не выгодно совершать непопулярные действия и игнорировать повышение зарплаты, поэтому они, в свою очередь, будут индексировать ежегодное вознаграждение областных бюджетников, скидывая всех остальных на плечи муниципалитетов. В этом контексте, про повышение в Свердловской области на 20 процентов, которое прошло в 2004 году, в начале 2005 года все могут и забыть. А в мае выйдет указ губернатора об очередной индексации зарплат. Причем, если придется все-таки индексировать на 30 процентов, как говорят федеральные чиновники, то цена вопроса будет уже не 1,5 миллиарда, как утверждает Мария Серова, а все 4,5 миллиарда рублей.

На этом фоне лукавством выглядят также заявления областных властей о том, что никакого сокращения социальных статей в бюдежте-2005 не предвидится. В распоряжение корреспондента "Урал Паблисити Монитор" попала справка из комитета облдумы по социальной политике, где приведена занимательная таблица. Например, на оказание социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноким гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий планировалось выделить 153 миллиона 990 тысяч рублей, а назначили только 141 миллион 926 тысяч. На пособия опекунам на содержание ребенка выделено на 14 миллионов рублей меньше. Также недополучат почти 70 миллионов рублей люди, получающие ежемесячное пособие на ребенка. В справке комитета по социальной политике также отмечено, что уменьшено финансирование краткосрочных целевых программ, утвержденных правительством Свердловской области на 2005 года. По двум из четырех программ уменьшение запланировано в 10 раз по сравнению с утвержденными ранее цифрами.

Проект бюджета-2005 предстанет перед депутатами во всей красе уже через несколько дней, 16 ноября на очередном заседании облдумы, где его предложат принять в первом чтении. В этот день станет понятно, насколько хорошо парламентарии поработали с цифрами, и насколько гипнотическое воздействие Алексея Воробьева повлияло на их финансовое мировоззрение. Если учесть, что сегодня в депутатском корпусе большинство представителей "Единой России" и их ярых сторонников из прогубернаторской фракции "За родной Урал", то можно предположить, что степень социальности бюджета будет напрямую зависеть от степени лояльности народных избранников.

UP-Monitor, Михаил СКВОРЦОВ

© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024