Радио Шансон, Новости, Радиостанция "Радио России"
Радиостанция "Радио России": Поговорим о людях, которые оказались по разные стороны закона, о помощи тем, кто в ней нуждается. Это и потерпевшие, и свидетели, люди, подвергшиеся насилию, чьи права были попраны. Но есть еще "по ту сторону закона" и те, кто отбывает законное наказание. И вопрос, как поддержать и тех, и других, станет темой нашей беседы. По звонкам в программу, которая идет на радио уже несколько недель, понятно, что слушатели хотели бы услышать в программе беседу с человеком, который мог бы поговорить о моральных категориях; хорошо, если бы это был священник. В этом эфире принимает участие отец Владимир, настоятель храма Софии, Премудрости Божией, в Средних Садовниках. - День народного единства, который мы отметили в эти дни, праздник новый, и ежегодно ему предшествует дискуссия, что считать смыслом Дня народного единства. И стоит ли искать эти смыслы исключительно в нашей истории, опираясь только на общеизвестные факты, не подлежащие критическому анализу? Или все-таки это праздник современный, который в первую очередь должен быть обращен в будущее?
: Думаю, этот праздник не только обращен в будущее, опирается на настоящее, но и имеет истоки, корни в прошлом. Когда установили этот праздник, то одним из тех, кто этому способствовал, стал митрополит Кирилл Гундяев, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ. Этот праздник не случайно падает на 4 ноября. В этот день празднуется икона Казанской Пресвятой Богородицы, и это день освобождения Москвы от поляков, что совершилось в 1612-м году. Тогда весь русский народ вместе с другими народами, населявшими страну, поднялся на защиту своего Отечества, его освобождения от захватчиков, которые хотели уничтожить православие, насаждая католичество. Так что это зло было побеждено всеми совокупными народными силами, вне зависимости от национальности. Мы сейчас переживаем, наверное, тоже в некотором смысле смутное время. Померкли некогда значимые коммунистические идеалы, которыми жила не только Россия, но и весь советский народ, и люди растерялись. Люди верили в идеалы светлого будущего, но, к сожалению, мы к этому светлому будущему так и не пришли. Люди потеряли веру в коммунистические идеи, но еще не обрели иную веру. И эта духовная смута в народе продолжается, и нам, безусловно, нужно консолидировать все духовные усилия, чтобы снова объединить людей. И, наверное, объединить на основе Церкви. Ведь несмотря на то, что у нас существуют три официальные религиозные конфессии, призванные государством и властью, - магометанство, иудаизм и православие, - православная церковь в нашей стране доминирует. Поэтому хотелось бы, чтобы народ сплотился вокруг нее. Я очень люблю повторять слова Федора Михайловича Достоевского, что русский человек - понятие не национальное, а идеологическое. Русский человек - значит православный человек. Я встречал на своем веку многих политиков, людей очень искренних в своих убеждениях и желании блага России. Но удивительно: так как они не объединены некоей духовной идеей, они враждуют друг с другом. Это странное явление! Каждый из них хочет добра, а в результате сеют зло. Я думал, почему же так получается. Да потому, что, с одной стороны, действует многопартийная система, а, с другой, - люди не объединены главным стержнем - стержнем религиозным.
Радиостанция "Радио России": Действительно, на смену коммунистической идеологии приходит вера, все больше людей приходит в храмы, и среди них все больше молодежи. Но надо сказать, что заповедями любой религии, не только православной, являются "не убий", "не укради", "не возжелай"... Да, верующих становится больше, но и насилия, жестокости в стране становится больше. Как это сопоставить? Ведь некоторые из тех, кто приходит в храм, через некоторое время отправляются в места не столь отдаленные... Как в российском человеке сочетаются такие несопоставимые качества?
: Когда меня спрашивают, чем отличается верующий человек от неверующего, я говорю: неверующий человек грешит, не зная, что он грешит, и продолжает грешить. Верующий человек грешит, знает, что он грешит, и старается не грешить впредь. Мы немногим отличиемся друг от друга, только верой своей. И храм - это лечебница, куда приходят в том числе духовнобольные люди, душевнобольные люди, которые нуждаются в исцелении. Но не всегда люди сразу же выздоравливают. Проходит какое-то иногда длительное время перед тем, как человек утвердится в вере своей и сможет являть дела веры, которые безусловно прежде всего заключаются в любви...
|