|
|
пятница, 29 марта 2024г. | 18+
|
|
|
Человек дня |
07.03.2007, 16:13
Соцстраху грозит дефицит
|
Глава Фонда социального страхования не исключает, что с увеличением размера пособий населению в этом году, в соцстрахе возможна ситуация, аналогичная той, что произошла в Пенсионном фонде |
Российская газета,
: С начала этого года произошли большие перемены в выплате всевозможных пособий - по больничному, по беременности, по уходу за детьми. Главное для всех нас - это то, что теперь мы будем получать больше. Обо всех новшествах на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказала глава Фонда социального страхования Галина Карелова.
Галина Николаевна, если спросить любого взрослого человека, что такое Фонд социального страхования, то первое, что придет на ум, - это организация, которая оплачивает больничные листы. Вы согласны с таким определением?
Галина Карелова: У Фонда социального страхования сфера деятельности весьма широкая. Но вы правы: главное - выплата пособий по временной нетрудоспособности. Более 70 процентов средств Фонда идут на их оплату. В 2006 году, например, каждый второй работающий в стране брал больничный лист.
: Люди стали больше болеть или меньше?
Г. Карелова: Количество больничных листов - еще не показатель уровня заболеваемости. Сами знаете: нередко человек болеет, но на больничный не идет. Но в 2006 году больничных было выдано чуть больше, чем в 2005 году, - 29,6 млн. случаев против 29,4 млн. Почему? У нас есть предприятия, которые работают на специальных налоговых режимах.
Это, как правило, малые предприятия (химчистки, парикмахерские и т.п.). Вот на них количество больничных выросло - в прошлом году на каждого человека было три дня или более, а в позапрошлом - чуть больше двух дней. Для сравнения: на предприятиях, где платят единый социальный налог, в среднем приходится более 7 дней больничного на человека в год.
: То есть в малом секторе больничный стали брать чаще. С чем это связано?
Г. Карелова: Эти предприятия отчисляют меньший налог на социальное страхование. И, с одной стороны, работодатели думают, что денег на больничные не хватит, а с другой - сотрудники боятся брать больничные: в маленьком коллективе каждый на виду, и заменить одному другого трудно. Но на самом деле средств на больничные на таких предприятиях и на средних вполне достаточно, и мы постоянно стараемся донести до работников малых предприятий: если вы заболели, не бойтесь брать больничный. Я думаю, что в 2006 году нас услышала уже большая часть людей, поэтому там отчасти и произошел некоторый рост. Это важно, потому что такого типа предприятия - это 12 миллионов застрахованных граждан. То есть на них трудится каждый шестой работающий человек в стране. И конечно, мы должны права работников всех предприятий защищать в равной мере. Экономия на этом никому не нужна.
: С этого года поменялась методика исчисления пособий по больничным. Скажите, в целом мы теперь больше будем получать?
Г. Карелова: В среднем - да. Особенно те, у кого, кроме основной работы, есть еще совместительство. Кроме того, увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности с 15 тысяч до 16 тысяч 125 рублей.
: Кстати, поступило много вопросов от бухгалтеров. Они сводятся к одному: когда будет издано постановление правительства о правилах расчета пособий?
Г. Карелова: Постановление готово, оно находится сейчас на согласовании в министерствах. Но нужно иметь в виду, что в законе о пособиях N255-ФЗ от 29.12.06 г. есть статья 14, где прописаны общие принципы и подходы к исчислению. Постановление будет касаться только некоторых особенностей исчисления. То есть сегодня бухгалтеры могут рассчитывать больничные, пользуясь общими нормами закона, а также постановлением правительства РФ N213 (принято в апреле 2003 г.) в части, не противоречащей закону. В 95 процентах случаев этого достаточно. А там, где есть особенности расчета, позже пособие можно будет пересчитать. И об этом Фонд информировал работодателей.
: С этого года много нового появилось и в оплате пособий по уходу за ребенком. Расскажите о них.
Г. Карелова: Здесь две новации. Первая - увеличение самого размера пособия. До 1 января 2007 года у работающих граждан оно составляло 700 рублей. С 1 января не просто увеличивается пособие, но впервые делается попытка увязать его размер с величиной заработка. Работающие матери или отцы будут получать пособие в размере 40 процентов от заработка. Но не менее 1,5 тысячи рублей и не более 6 тысяч рублей.
Вторая новация - впервые в истории России введено пособие по уходу за ребенком до полутора лет для неработающих лиц. Это 1500 рублей - для первого ребенка и 3000 рублей - для второго.
: Галина Николаевна, а вот Наталья Козлова из Иванова пишет, что ее дочь, которая 11 месяцев назад родила ребенка и до этого нигде не работала, не может получить пособие по уходу. С нее требуют, чтобы она принесла справку из центра занятости.
Г. Карелова: Мы проблему "лишних" справок предвидели, и когда собирали своих управляющих, подробно обсуждали этот вопрос, но, видимо, еще не везде проинформированы органы соцзащиты населения. Справка требуется только в том случае, если человек был уволен в связи с ликвидацией ооо
. Скоро выйдут и разъяснения минздравсоцразвития об этом: когда человеку нечем доказать, что он нигде не работал, он просто пишет это в заявлении. И пишет, что предупрежден об ответственности за дачу сведений, не соответствующих действительности. Все. Соцзащита имеет право проверить эту информацию, у нее есть базы данных, но не должна требовать лишних документов. Что касается конкретной женщины из Иванова, то она сможет получить деньги, но не за все 11 месяцев, а начиная с 1 января, когда закон вступил в силу.
: В какую сумму обойдутся Фонду новые детские пособия?
Г. Карелова: Расходы бюджета Фонда социального страхования по сравнению с 2006 годом вырастут в 2007 году в 4,5 раза. В целом на выплату пособий по уходу за ребенком запланировано 50,3 миллиарда рублей, в том числе для работающих женщин - 36,5 миллиарда. Это беспрецедентно! Конечно, в этой сумме деньги не только Фонда. То, что пойдет на выплаты неработающим женщинам - 13,8 миллиарда, - это деньги федерального бюджета. Мы уже получили из федерального бюджета более 3 миллиардов и направили их в регионы.
: Тем не менее и собственные расходы Фонда серьезно увеличатся. Скажите, у вас не может возникнуть такая же ситуация, которая возникла в Пенсионном фонде? Нет ли угрозы дефицита?
Г. Карелова: Угроза дефицита есть всегда. Поскольку тенденция к росту социальных расходов была, есть и, видимо, всегда будет. Потому что любой человек хочет жить лучше. Точно так же и общество, я думаю, заинтересовано в том, чтобы социальные расходы были достойными.
Что касается ситуации конкретно в Фонде социального страхования, то у нас в следующем году возможен текущий дефицит. Однако пока об этом говорить рано. Сейчас при работе по формированию бюджета на 2008-й и на период до 2010 года все остатки и дополнительные доходы прошлых лет будут так же, как это было и в 2006 году, задействованы. Однако не могу не сказать (может, это нескромно, но это так), что у нас хорошо собираются налоги - собираемость составляет 99,8 процента.
: Разве Фонд может повлиять на процесс сбора налога?
Г. Карелова: Может. И влияет. Во-первых, наши доходы - это ведь не только доходы от единого социального налога. У нас есть еще социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Все 100 процентов этих страховых взносов Фонд собирает как налоговый орган. И этим Фонд соцстраха существенно отличается от двух других внебюджетных фондов. Кроме того, у нас в отличие от других фондов работает зачетная система. Это значит, что большая часть пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплачиваются по месту работы работодателем. А ему потом это идет в зачет ЕСН. Сам работодатель заинтересован в том, чтобы расходовать всю часть ЕСН, которая должна идти на социальное страхование. И только неизрасходованная часть ЕСН перечисляется в Фонд. Зачетная система непроста. По поводу ее было много дискуссий и еще больше будет. Но у нее есть и очевидные плюсы - это высокая собираемость налога. Как я уже отметила, процент сбора за все последние годы не был ниже 99,5 процента.
: Мы вплотную приблизились к теме реформирования социального страхования. Дискуссии продолжаются. Есть, например, мнение, что Фонду надо добавить нестраховые функции. Какова ваша позиция? Куда надо двигаться дальше - к чистому страхованию или государственные функции тоже выполнять?
Г. Карелова: Конечно, надо двигаться к чистому страхованию. Для меня это очевидно. Весь мир движется по пути развития социального страхования. Любой вид страхования (пенсионного, социального, медицинского) и размеры страховых выплат должны находиться в строгой увязке с заработком застрахованного лица. Вот та ключевая формула, на которую ориентируются все, кто заинтересован в дальнейшем совершенствовании социального страхования. И мы не исключение.
Различия - в этапах и конкретных технологиях. Мне представляется, что на текущем этапе нужно понять и оценить все возможные риски нововведений. В частности, нужно отдавать себе отчет в том, что в настоящее время 40 процентов предприятий, и среди них немало крупных, на которых трудится большое число людей, получают дотации от Фонда социального страхования. Что будет с ними, с работающими, когда отчислений на социальное страхование не хватит на выплату пособий? Люди же не могут перестать болеть, например. Как это скажется на социальном самочувствии? Задача не из легких. Возможно, на какой-то период надо принимать меры переходного характера. Вначале, возможно, какая-то часть выплат по социальному страхованию должна быть гарантирована государством, независимо от того, на каком предприятии человек работает. А вот все остальное должно зависеть от работы предприятия и зарплаты самого работника. На следующем этапе должна быть уже более жесткая привязка получаемых работником пособий к его зарплате. Постепенно дотации из Фонда социального страхования должны сойти на нет.
: С другой стороны, предприятие может сэкономить на выплатах по больничным, по несчастным случаям, если оно заботится об улучшении условий труда, о здоровье работников. У вас есть предложения, как в этом заинтересовать работодателя?
Г. Карелова: И не просто предложение. При страховании от несчастных случаев действуют вполне конкретные меры. В частности, предприятие может 20 процентов от страховых взносов направлять на санаторно-курортное лечение работников, на приобретение индивидуальных средств защиты, на другие нужды по охране труда. К сожалению, об этом не все знают. В 2005 году этой возможностью воспользовались только 5 процентов предприятий.
Вообще неосведомленность работодателей порой удивляет. Вот в 2006 году началась диспансеризация граждан, работающих на вредных производствах. Вроде бы работодателю это только на руку - собственные средства тратить не надо, деньги идут централизованно, а многие этим не только не заинтересовались, но и категорично отказались участвовать в этой программе. Потребовалось полгода, чтобы раскрутить этот маховик, втянуть в этот процесс и работающих, и работодателей.
Есть еще одна очень хорошая мера, о которой должны знать и работодатели, и работники, - так называемое "долечивание" граждан. Если работник попал на больничную койку, например, с инфарктом, инсультом, язвой желудка и т.д., после стационара может получить путевку в санаторий на долечивание. В прошлом году мы впервые "долечивали" беременных женщин, имеющих определенные патологии в течение беременности, например, анемию. В 2007 году в бюджете Фонда социального страхования на цели долечивания уже запланировано 3,7 миллиарда рублей. Это большая сумма. Многим удастся помочь пройти реабилитацию после болезни.
|
Человек дня |
|
|
|