4 канал, Евгений Енин
Евгений Енин: В студии Диана Михайлова, заместитель Министра здравоохранения Свердловской области, она только что от Михаила Зурабова. Что говорил Зурабов? Что говорилось на этом совещании? Кого и для чего собирали?
Диана Михайлова: Вчера проводилось всероссийское совещание руководителей органов здравоохранения субъектов РФ и руководителей территориальных фондов ОМС. Совещание было посвящено двум основным вопросам: итоги реализации национального проекта в 2006 году и задачи, которые стоят перед нами на этот год, и второй вопрос – это реализация программы дополнительного лекарственного обеспечения или, как её ещё называют, программа ДЛО: проблемы при её реализации и пути их преодоления.
Е. Енин: Министр Михаил Скляр, заместитель полпреда Виктор Басаргин говорили о кризисе в этой сфере. Что говорят в Москве, что говорил Михаил Зурабов?
Д. Михайлова: Мне бы хотелось вначале обратиться к истокам, т.е. для чего вообще была разработана данная программа, какие цели и задачи преследуются при её реализации. Это медицинская помощь социально незащищённым слоям населения, это, безусловно, инвалиды, пенсионеры, они не могут себе обеспечить минимальный уровень здоровья. Иными словами, программа ставит своей целью повышение уровня и качества медицинской помощи, повышение качества жизни, снижение смертности.
Е. Енин: Вы сейчас говорите о том, что не получается?
Д. Михайлова: Нет, это то, что было заложено в идеологию этой программы, но при этом мы должны признать, на протяжении существования этой программы, это уже третий год, был допущен ряд системных ошибок, который привёл к нестабильности этой программы на сегодняшний день. Это следующие ошибки. В 2005 году субъекты РФ получили нормативные документы, прописывающие механизм реализации этой программы, либо задним числом, либо с большим опозданием. Отличительная особенность этой программы – это первая программа, которая реализуется на территории всей РФ по единым правилам, включающим единый перечень лекарств, определённого фармацевтического поставщика. Далее, не был чётко прописан механизм реализации этой программы, и в течение 2005 года нам пришлось его выстраивать. Системной ошибкой можно назвать тот факт, что не была определена мера ответственности всех участников ДЛО: врачей, фармацевтических работников, поставщиков лекарственных средств, и не было чётко оговорено, по каким показаниям назначаются лекарственные препараты. Был перекос в сторону полипрогнозии, т.е. когда назначалось более 5 лекарств, что было чревато возникновением побочных эффектов, которые могут быть непредсказуемыми. Надо сказать о том, что инвалиды – это, как правило, люди пожилого возраста, и у них не одно заболевание, а целый ряд, и все они требуют лечения, коррекции, поэтому здесь возникает дилемма, что будем лечить в первую очередь. Всё сразу лечить нельзя.
Е. Енин: По медицинским показателям или по финансовым?
Д. Михайлова: На сегодняшний день получается и по медицинским, и по финансовым.
Е. Енин: То есть, одна причина – это то, что врачи перестарались, выписывая больше, чем нужно или больше, чем можно? Это ведь разные вещи.
Д. Михайлова: Вначале, больше, чем нужно, а затем уже, больше, чем можно. Здесь, надо признать, мы не следовали стандартам, но об этом и не заявлялось изначально при реализации этой программы. Далее, в течение 2005-2006 годов перечень лекарственных средств пересматривался с завидным постоянством, соответственно, поставлялись лекарственные средства сюда с задержкой, которая иногда составляла 2-3 месяца, т.е. пациент, имея на руках рецепт, не мог получить это лекарство.
Е. Енин: Давайте сейчас поговорим о том, почему у нас сейчас здесь нет лекарств, причём для областных льготников они есть, а для федеральных нет.
Д. Михайлова: В 2007 году произошло существенное изменение в реализации этой программы – программы реализуется за счёт средств обязательного медицинского страхования, за счёт того бюджета, который утверждён Фонду ОМС на основании федерального закона в 2007 году, это 34,9 млрд. рублей на всю РФ. В соответствии с этим бюджетом каждому региону определены жёсткие квоты, изменение и увеличение этой квоты пока не представляется возможным.
Е. Енин: Если сравнить эту квоту с реальным потреблением того, что было в прошлом году, то что получится?
Д. Михайлова: Она практически в 2 раза меньше. Надо сказать, что на сегодняшний день 80% лекарственных средств, которые заказываются и поступают в Свердловскую область, - это препараты для лечения социально-значимых заболеваний: психиатрические, онкологические, гемологические (в частности, гемофилия), соматотропная недостаточность у детей; это дорогостоящие препараты для лечения вирусных гепатитов, так же лечение гепатита +с
, рассеянного склероза, бронхиальной астмы, гипертонической болезни.
Е. Енин: Итак, что получается. Михаил Зурабов сказал, мы вам дали денег столько и всё. Но когда на эти деньги начинают закупать лекарства, и если их будет не хватать, то как будет выстраиваться очередь, кто будет решать, кому давать лекарства, а кому нет?
Д. Михайлова: В Москве сказали, что нам нужно решить стратегические задачи, т.е. задачи, которые решаются на федеральном уровне, и тактические задачи, которые решаются как на федеральном, так и на региональном уровне. Первая и основная стратегическая задача – финансовая стабильность этой программы, вторая – выработка оптимальной модели реализации программы на перспективу. Тактическая задача – сделать так, чтобы наши льготники получали препараты, которые им необходимы.
Е. Енин: Но это реально в размерах квоты, которая определена Москвой?
Д. Михайлова: Это достаточно сложно, поэтому перед нами стоит следующая задача – та заявка, которую мы составляем, чтобы она выполнялась в полном объёме, на сегодняшний день, мы считаем, эта заявка является оптимально сбалансированной по нашей потребности. Также необходимо, чтобы наша уполномоченная фармацевтическая организация выполняла эту заявку не только по финансовому наполнению, но и по количеству лекарственных средств, и по перечню лекарственных средств. Потому что бывает так, что поставляются более дорогие лекарственные препараты, и получается, что заявка по объему выполняется, но при этом возникает дефицит в препаратах.
Правительство Свердловской области, понимая всю сложность ситуации, предприняло ряд существенных шагов по стабилизации ситуации: во-первых, выделено 100 млн. рублей для приобретения лекарственных средств для больных с онкогематологическими заболеваниями и для средств самоконтроля больным сахарным диабетом.
Е. Енин: И в заключении, для тех льготников, у которых есть рецепты на получение лекарств, но нет возможности их получить, что можно сказать.
Д. Михайлова: Для исправления ситуации, я думаю, нужен, как минимум, месяц. Для этого будет определён план срочных, неотложных мероприятий, которые будут выполняться.
Е. Енин: Остаётся только заметить, что областная программа выполняется нормально, потому что она рассчитана правильно на то количество денег, сколько имеется в распоряжении.
Д. Михайлова: Действительно, областная программа сбалансирована; сбалансирован перечень лекарственных средств, он является оптимальным, и мы укладываемся по финансам.
|