Человек дня |
27.11.2006, 14:16
Государство монополизирует автошколы?
|
Предложение Совета Федерации обучать автомобилистов не в коммерческих, а в государственных автошколах, по мнению госдепа, не только повысит коррупцию, но и дискредитирует подготовку водителей в стране |
Радио "Маяк",
: Вчера на «круглом столе», организованном в Совете Федерации, было сказано, что подготовка в так называемых частных автомобильных школах не отвечает критерию качества, поэтому необходимо монополизировать эту сферу и учить водителей в России будет только государственный монополист - Российская оборонная спортивно-техническая организация, бывшее ДОСААФ. Виктор Валерьевич, как вы относитесь к такому предложению своих коллег по парламенту?
Виктор Похмелкин: Монополия никогда ни к чему хорошему еще не приводила, это доказано мировым опытом, нашим российским опытом. Поэтому, наоборот, я выступаю за то, чтобы была максимальная конкуренция, в том числе на рынке этих услуг. Другое дело, что надо, конечно, наводить порядок, но начинать надо с того органа, который сегодня отвечает за безопасность дорожного движения, если верить программе, и кто принимает экзамены. То есть с Министерства внутренних дел, а точнее ГИБДД. Пока и если эти органы будут продолжать заниматься всем, от выдачи водительских удостоверений до контроля за соблюдением правил дорожного движения, никакого порядка здесь не будет. Это одна сторона.
И сторона вторая - это материальное обеспечение автошкол. До тех пор пока у автошкол не будет нормальных условий: современных автодромов, тренажеров, возможности учить водителя в экстремальных условиях, в тех непростых условиях, в которых приходится ездить сегодня каждый день, тоже ничего не сдвинется. То есть это вопрос серьезных инвестиций. Нам же предлагают самое простое, по всей видимости, самое коррупционное решение, которое, с моей точки зрения, не то что себя не оправдает, а еще больше дискредитирует подготовку водителей в нашей стране.
И.Маликова: Вытеснение частных школ с рынка такого рода услуг и монополия, которая будет введена наследниками ДОСААФ, к чему может привести? Тем более что очень многие руководители школ вышли из системы подготовки ДОСААФа.
Эрнест Цыганков, директор Центра высшего водительского мастерства: Я поддерживаю полностью первое выступление, что должна быть конкуренция в этой сфере. Потом, многие частные школы, и не только частные, есть образовательные учреждения дополнительного профессионального образования, они имеют более мощные технологии против аварий. То есть создана уже целая технология управления автомобилем в критических ситуациях, созданы новые центры практически по всей России. Например, у нас 18 филиалов по России, которые занимаются проблемой высшего мастерства. Я думаю, что РОСТО эту проблему в одиночестве не потянет.
И.Маликова: Когда вы говорите о том, что созданы ваши филиалы и распространяется по всей России сеть частных автомобильных школ, можно подумать, что речь идет просто о защите бизнеса. А что касается уровня подготовки? Насколько равнозначны те методики, которые используются в РОСТО и в каких-нибудь продвинутых или не продвинутых частных школах?
Эрнест Цыганков, директор Центра высшего водительского мастерства: Надо посмотреть программы. Программы РОСТО, они остановились на 60-х годах и не продвинулись. А в новых школах, которые созданы, появились не только новые программы, учебники, учебные пособия, много очень видеоматериалов по профессиональной подготовке водителей. Так что я думаю, что сейчас РОСТО - аутсайдер в этой системе подготовки водителей.
И.Маликова: Вы сказали о том, что РОСТО является аутсайдером этого процесса. Надо ли дать ей шанс выйти из этого кризиса?
Эрнест Цыганков, директор Центра высшего водительского мастерства: Конечно, надо всем дать такой шанс. Но должна быть конкурентная борьба, чтобы тот, кто претендует на повышение качества образования, доказал своими действиями, своей продукцией, что на самом деле его продукт лучше. И очень правильно был поставлен вопрос о том, что вот на этих маленьких площадках, которые имеют маленькие частные школы, обучать можно только парковке во дворе. А для того чтобы человек участвовал уже в дорожном движении, нужны совсем другие условия, другие территории. Вся Европа заполнена профессиональными центрами подготовки, где можно получить начальную подготовку, где можно подготовку совершенствовать, где можно даже перейти в режим спортивной подготовки. В России, к сожалению, этих условий пока нет. Вот, я думаю, нужно на это обратить особое внимание.
И.Маликова: Вячеслав Иванович, вы вчера присутствовали на этом «круглом столе», который проходил в Совете Федерации. Насколько конструктивным было обсуждение? Поскольку речь о Федеральной целевой программе безопасности движения идет уже давно, неоднократно она обсуждалась.
Вячеслав Лысаков, лидер народного движения автомобилистов «Свобода выбора»: Дело в том, что на вчерашнем «круглом столе» поднимался ряд вопросов. Повестка не касалась только подготовки водителей, конечно, это был один из пунктов повестки. Поэтому детально на этом вопросе присутствующие не останавливались. Была озвучена проблема представителем названной уже структуры - бывшего ДОСААФа, ныне РОСТО, что подготовка, стоящая, если не ошибаюсь, порядка тысячи рублей, не может быть серьезной, поскольку по методикам Минтранса такая подготовка не может стоить менее 8 тысяч рублей. Отталкивались вот от такого материального, финансового показателя, чтобы сравнить, скажем так, серьезность или несерьезность подхода к этой проблеме. Поэтому, повторяю, детального обсуждения не было...
И.Маликова: Но эта мера довольно экзотична. Именно она всколыхнула общество. Потому что все остальное - ужесточение законодательства, улучшение качества дорог - это уже вещи привычные. Введение монополии на подготовку - это довольно неожиданно.
Вячеслав Лысаков, лидер народного движения автомобилистов «Свобода выбора»: Я не скажу, что это было на «круглом столе» воспринято как аксиома. Принято было к сведению, во-первых. Во-вторых, в течение ближайших дней будут собраны предложения участников «круглого стола» по всем пунктам повестки, которые обсуждались. Я думаю, что, исходя из предыдущих высказываний коллег, есть смысл обобщить, собрать опыт тех центров, которые имеют хорошие наработанные навыки. Я, предположим, не знал, что уже есть учебники даже, изданные профессионалами, причем профессионалы эти не представители государственной структуры в данном случае. Обобщить этот опыт, и, может быть, хотя бы некое резюме в ближайшие дни я могу от имени общественной организации нашей направить в Совет Федерации как контрпредложение тому, которое прозвучало на «круглом столе», о том, что надо монополизировать и так далее. Потому что здесь вопрос, конечно, касается инвестиций, вопрос касается вообще методик оценки. Наверное, сейчас Алексей как человек, более близкий к этой теме, объяснит: а существуют ли методики проверки подготовки водителя в государственной школе?
И.Маликова: Я вообще хотела бы начать с того, есть ли достаточное количество специалистов в РОСТО-ДОСААФ, которые сейчас могут по контраварийным методикам готовить водителей? Потому что такой авторитетный человек, как Эрнест Цыганков, сказал, что сегодня РОСТО - это аутсайдер процесса. Уже давно в РОСТО, мне кажется, никто не готовится, и более того, как у ДОСААФа, так и у его наследника РОСТО несколько иная ориентированность в подготовке водителей.
Алексей Колонтай, руководитель Центра контраварийной подготовки водителей: Я полностью поддерживаю Эрнеста Сергеевича Цыганкова, своего учителя, в этом отношении. РОСТО не только аутсайдер, мало того, у РОСТО цели несколько иные. Ее предшественник – ДОСААФ, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Значит, о каком содействии авиации и флоту может идти речь при подготовке водителей, когда цель утилитарная – научить водителя ездить безопасно? Отсюда идут все методики, которые просто не годятся для того, чтобы в нынешних условиях управлять автомобилем. Но тем не менее поскольку у РОСТО сильное лобби, сильное давление имеет в нашей стране, то чрезвычайно сложно с этим бороться, потому что захвачены достаточно сильные позиции.
Если говорить о той проблеме, которую Эрнест Сергеевич Цыганков обозначил, о безопасности при управлении автомобилем, нами тоже разработана программа предотвращения аварий при управлении автомобилем в особо сложных условиях дорожных. То есть можно наказывать водителей, можно дороги строить, можно ужесточать требования какие-то еще, но единственная задача - нужно готовить соответствующие кадры. Не может обычный шофер, водитель даже с очень большим стажем, быть допущен к подготовке учеников, потому что это педагогический процесс. У него должно быть как минимум педагогическое образование, хотя бы понятие об этом. Просто-напросто на «вы» должны называть того, кто учится, из-за того, что человек пришел обучаться, с уважением к нему относиться. Но сейчас то, с чем мы сталкиваемся постоянно, это беда просто. Не знаю, до 70 процентов жалуются на то, что потрачены деньги, потрачено время, но так и не научили. Вопрос: зачем тогда такая методика, которая одобрена и тем же самым РОСТО поддержана, если она не работает? Можно фактически не за 6 месяцев, за которые предлагается сейчас обучение, можно более эффективным, интенсивным способом обучить так новичка с нуля практически, что он через 5-6 дней будет ехать самостоятельно, без подпорки дополнительных педалей. И первая задача - нужен критерий обязательно, критерий того, что водитель готов к допуску на сдачу экзамена. Критерий должен быть. И мы его разработали, этот критерий есть у нас. Но есть РОСТО, есть давление определенное, то есть поддержка работы по стандарту. Надо что-то менять в этом деле.
|
Человек дня |
|
|