Радио России,
: Мы часто говорим, что нынешний мир жесток, но почему-то считаем, что жесток он избирательно. К нам, взрослым, жесток, а детей, которые вроде как бы находятся под нашей защитой и опекой, как раз не касается эта жестокость. И мы все время оплакиваем их дальнейшую судьбу, когда они вырастут и вступят во взрослый мир. Говорим, что вот тогда им по-настоящему будет тяжело. Насколько справедлива такая уверенность взрослых?
: Такая уверенность взрослых лишена всяких оснований прежде всего потому, что детство каждого ребенка отражает весь тот комплекс проблем, в котором живет мир взрослых людей. И социокультурная ситуация развития, то есть ситуация, в которой растет и развивается ребенок, во многом определяет, действительно ли он счастлив, спокоен и уверен сам в себе? Не рождает ли в нем эта ситуация страх, недоверие к жизни и ко взрослым и неуверенность? И одной из причин, которая может рождать неуверенность и страх, являются те условия, в которых ребенок находится в школе, а теперь уже и до школы. Потому что интенсивное обучение ребенка начинается не в школе, а задолго до школы. Многие родители очень хотят, чтобы ребенок очень быстро научился всему, чему только можно его научить. Причем уровень и объем родительских притязаний никак не ограничивается. И дети совершенно не защищены, потому что родители уверены в своей правоте и в своих притязаниях, они могут потребовать от ребенка чего угодно. Есть родители, которые хотят, чтобы ребенок читал раньше, чем ходил. Есть родители, которые хотят, чтобы ребенок в 4 года читал, писал, считал, учил два иностранных языка и занимался тремя видами спорта. Но самые большие проблемы у детей начинаются тогда, когда они идут в школу, потому что школа со всей системой своих очень напряженных требований, ужесточающихся с каждым годом, создает то, что физиологи называют «цейтнотом» или «стрессом ограничения времени». И это основной фактор, от которого защититься ребенок никак не может.
: А что такое этот «стресс ограничения временем»?
: Жизнь в школе и до школы теперь устроена так, что, начиная с момента пробуждения, ребенку говорят, чтобы он быстрее вставал, быстрее умывался, быстрее одевался, завтракал, быстрее в школу. И в школе тоже все быстрее: читай, пиши, считай. А после школы начинается та же самая гонка с препятствиями. Ребенок должен успеть на плавание, в музыкальную школу, еще куда-то. В результате, если ребенок вдруг оказывается на диване в спокойном состоянии, возмущению родителей нет предела: ребенок бьет баклуши и ничего не делает. То есть, ребенку не позволено расслабиться. В подобной ситуации ребенок может жить, только чем-то жертвуя. И жертва, как правило, его здоровье – физическое и психическое. К сожалению, эту жертву родители замечают очень поздно. Или вовсе не замечают. В последнее время все больше 35-летних людей погибает от сердечно-сосудистых заболеваний. Раньше сердечно-сосудистые были гораздо «старше». Теперь же очень ранние сердечно-сосудистые, очень ранняя вегето-сосудистая дистония, очень ранние инсульты. Конечно, никто не связывает это с учебными нагрузками, потому что считается, что это было когда-то, а болезнь сейчас. На самом деле мы не должны забывать, что постоянно действующий стресс оказывает негативное влияние на здоровье человека. Это может не проявиться сегодня, но может проявиться через несколько лет или десятилетий…
|