Upmonitor.Ru - репутационный портал столицы УрФО
СЛУЖБА МОНИТОРИНГА
Как отрастить бороду до груди?
Чебурашка заплатит штраф за ВК-Медиа
О проекте Демонстрация Обзор PR Лента Паблисити Анализ репутаций Архив
суббота, 20 апреля 2024г.Upmonitor в формате XML! 18+
Человек дня
13.10.2006, 15:53

Принципы обратной связи

Депутат Госдумы РФ доволен новой редакцией закона об обращениях граждан в органы госвласти: теперь порядок работы с письмами не дает возможности для «отписок», а жалобы на нерадивых чиновников вышестоящие лица не смогут перекидывать обратно тем, на кого жалуются
Радио России,
: Почему люди пишут в органы государственной власти? Это такая форма личной защиты, выработавшаяся в обществе, или это что-то другое?

Валерий Рязанский: В этом есть что-то, связанное с ментальностью нашего народа и традициями, которые его сопровождают на протяжении долгих лет, когда обращение в вышестоящую инстанцию, к вышестоящему чиновнику всегда связывалось с надеждой на то, что та или иная жизненная проблема может быть решена их волей. И ничего в этом плохого нет.

После известного указа Верховного Совета СССР от 12.04.1968 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который установил определенный порядок рассмотрения обращений граждан, прошло почти 40 лет. В определенные сроки он модернизировался и обновлялся, но, тем не менее, это не было законом. За последнее время в стране произошли большие изменения, связанные с развалом СССР, с переходом на новые формы хозяйствования, с появлением класса собственников, с влиянием рыночных отношений на все аспекты общественной жизни. И почему-то все чаще стали говорить, что все свои вопросы гражданин теперь может решить только в суде. Но не получилось. Не так устроена наша страна и наши люди.



: Да и суды не так устроены…

В. Рязанский: И суды пока не могут быть тем инструментом, где гражданин, получив решение и не удовлетворившись им, легко может пройти все этапы процедуры обжалования судебного решения по своему обращению. Вот поэтому президент страны и внес в Госдуму данный законопроект. На сегодняшний день можно сказать, что в государстве настало время, когда между гражданином и властью должна быть обратная связь.

Кто должен осуществлять такую обратную связь? Должностное лицо, которое обязано рассматривать и отвечать на обращения граждан.



: Но ведь существовал 38 лет некий нормативный документ, который регулировал эти взаимоотношения гражданина и власти. Чем оказался он плох сейчас? Как-то худо-бедно, но данный канал все же работал. Почему возникла необходимость его отмены и принятия нового закона?

В. Рязанский: Законодательный акт, который существовал, требовал обновления в силу даже формальных причин. И не только потому, что это нормативный документ несуществующего государства. В стране за последнее время появились новые институты гражданского общества: многопартийность, Общественная палата, и президент, внеся закон, совершенно верно указал на то, что у страны есть еще один инструмент обратной связи между обществом и властью – работа с обращениями и письмами граждан. Раньше это было целое направление в работе руководителей разных рангов.

90-е годы внесли некий диссонанс в эту работу, честно говоря, зачастую чиновникам было не до граждан. Сейчас ситуация меняется. Если говорить о современной практике, то депутаты Госдумы, члены Совета Федерации в силу действующего закона о статусе обязаны осуществлять прием граждан. Из своей практики скажу, что примерно 7 тысяч письменных обращений было в моей переписке с населением, то есть примерно тысяча писем и обращений в год. Кроме того, граждане обращаются к депутатам устно в ходе прямых эфиров и «горячих» линий в печатных СМИ. Как избранное лицо я рад, что вопросы мне задаются. Это значит, что моя работа кому-то нужна, что я могу кому-то помочь советом, в интересах кого-то написать депутатский запрос, кому-то ответить конкретным делом, а где-то и помочь в житейской ситуации конкретным решением. В целом работа эта очень важна и нужна. И не дай бог, если поток обращений граждан иссякнет. Если он иссякнет, это означает, что данный чиновник никому стал не нужен.



: Слышал мнение, что в госвласти не так важно принять решение по сути, как важно соблюсти сроки ответа. Бизнес же может позволить себе отложить какое-то решение для дальнейшей проработки.

В. Рязанский: Это действительно так. Новая редакция закона отличается от старого порядка тем, что теперь чиновнику надо будет ответить не только в срок, но его ответ должен быть подписан вышестоящим руководителем. При этом вышестоящий руководитель понимает, что вслед за формальным ответом последует следующий письменный запрос или заявление, но которое будет направлено уже не в адрес подписавшего ответ-отписку, а в адрес более высокой административной инстанции. Если жалобу неквалифицированно рассмотрел глава районной управы, то дальше жалоба пойдет префекту, а после префекта – к мэру. А если мэр или его подчиненные не разберутся, то жалоба пойдет уже в правительство. Таким образом, положения нового закона запрещают давать жалобу для ответа тому, на кого жалуются. И руководитель, получивший жалобу, не имеет права направить ее на рассмотрение тому, на кого жалуются.

Но не все заявления являются жалобами. Очень много интересных, толковых предложений. В ходе практической работы из обращений граждан часто рождаются предложения как для исполнительной, так и для законодательной власти. В моей практике были законопроекты, одним из авторов которых я являлся, которые появились благодаря обращениям граждан. Многие проблемы, связанные с минимальной заработной платой, с пенсионным законодательством, очень часто всплывают в ходе встреч с людьми. Я призываю всех не сбавлять темпов общения с должностными лицами и депутатами. Это идет только на пользу обществу.

Чего бы не хотелось получать в виде обращений граждан? Конечно, грубые и оскорбительные письма, которые обидно порой читать.



: Очень часто письма пишут люди, не всегда адекватно оценивающие себя и ситуацию. Не отвлекают ли обращения подобных людей госчиновников от продуктивной работы?

В. Рязанский: Конечно, отвлекают. Но часто бывает, что в среднем из 10 таких обращений в одном из них попадается здравое зерно. Конечно, не все обращения граждан являются рациональными, но мы не имеем права сказать человеку заведомо, чтобы он не писал. В законе такого нет, и чиновники обязаны реагировать на каждое обращение, за исключением тех случаев, которые оговорены в законе.

: Если гражданин хочет обратиться в какой-то государственный орган, что он должен в первую очередь сделать, каким образом должен составить обращение?

В. Рязанский: Практика показывает, что часто чиновники и депутаты получают обращения в таком виде, что их даже прочесть невозможно в силу почерка или иных причин. С подобными обращениями трудно работать. Поэтому простые, человеческие советы. Если вы решили обратиться с предложением или заявлением в ту или иную государственную инстанцию, необходимо указать официальное название этой инстанции и ее почтовый адрес. Желательно, чтобы все было написано разборчивым почерком и было направлено по правильному адресу.

: Желательно или обязательно?

В. Рязанский: Строго говоря, обязательно. В законе написано: гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, либо должность ответственного лица, а также свои фамилию, имя и отчество, а также адрес места жительства и очень желательно телефон. Ибо зачастую, чтобы выяснить те или иные детали вопроса, требуется личный контакт. Чем подробнее и точнее описаны в письме все формальности, тем лучше.

По новому закону появилась система, по которой можно задавать свои вопросы, а государственная власть обязана давать на них ответ. Это электронные каналы связи, электронная почта.



: Понятно, что обязателен четкий адрес. То есть, Москва, мэрия, руководителю города теперь не пройдет?

В. Рязанский: Нет.

: И надо будет в обязательном порядке указывать город, название улицы, дом и того, кому оно адресовано?

В. Рязанский: Конечно. Если ваш вопрос требует детального знания тех или иных правовых документов, на которые вы ссылаетесь, желательно указать их точные наименования. Хотя, конечно, чиновники найдут документы, если вы о них напишите и в общем виде.

Если у гражданина есть возможность приложить ответы, которые он получал раньше по интересующему его вопросу, то желательно прислать их копии. Оригиналы же я всем рекомендовал бы хранить у себя. На случай, если вдруг возникнет ситуация, когда заявитель примет решение больше не писать, а обратиться в суд. Естественно, у заявителя должны быть все документы, с которыми он может прийти к судье и предъявить их в качестве аргумента.

И еще. Если вы направили по почте свое обращение, постарайтесь через некоторое время дозвониться до канцелярии, секретариата и уточнить, получено ли ваше письмо. Оно должно быть в течение трех дней зарегистрировано и передано на рассмотрение того должностного лица, к кому вы обращаетесь. Должностное лицо обязано организовать рассмотрение того или иного обращения и дать ответ в течение 30 дней. Таковы нормы закона.

Но в жизни бывают ситуации, когда рассмотрение вопроса требует больше 30 дней. В этом случае чиновник обязан поставить в известность заявителя о том, что его вопрос в рассмотрении будет затянут в силу таких-то причин. Длительность дополнительного периода, требуемого для исследования вопроса, – еще 30 дней. Уменьшать же сроки рассмотрения, конечно, можно.



: А если и за 60 дней вопрос не решился, а ответа нет, что должен делать заявитель?

В. Рязанский: В данном случае у заявителя есть два способа поведения. Первый – обращаться по административной линии к вышестоящему лицу. Второй, который является уже крайним, – передать вопрос на судебное рассмотрение. По закону, который вступает в силу в середине ноября 2006 года, можно будет обращаться в суд на неисполнение должностным лицом требований закона в части касающейся.

: На какие письма чиновники имеют право не отвечать?

В. Рязанский: Есть у них такое право. Но чиновник в любом случае должен дополнительно разъяснить свою позицию заявителю. Например. Заявитель требует упоминания либо разглашения данных, которые являются закрытыми в силу ряда причин. В подобном случае имеющиеся в законе ограничения накладывают свой отпечаток на поведение чиновника. Он должен сообщить, что на такой-то вопрос он отвечает, а такие-то вопросы не подлежат разглашению в соответствии с нормами такого-то закона.

В этом случае гражданин имеет право пожаловаться вышестоящему руководителю на неисполнение должностным лицом норм закона, но здесь заявитель будет не прав, ибо чиновник соблюдает строгую норму закона.

Какие еще обращения чиновник имеет право не рассматривать?
В которых есть оскорбительные, нецензурные выражения в адрес органов власти либо того или иного должностного лица. Чиновник либо орган власти может оставить без рассмотрения это заявление, но должен направить заявителю уведомление о том, что на его письмо ответа не будет, ибо письмо написано в такой форме, на которое в соответствии с законом можно не отвечать.

На те обращения, которые написаны неразборчивым почерком, это так называемые «нечитабельные» письма, которые приходят довольно часто. Граждане пожилого возраста нередко пишут очень неразборчиво. Их желание высказать обиду на что-то либо на кого-то вызывает такой всплеск эмоций, что зачастую трудно из написанного узнать обо всей цепочке произошедших событий.



: А что касается повторных обращений?

В. Рязанский: Повторные обращения могут рассматриваться, и у чиновников есть право: отвечать на них или нет в силу определенных причин. И хотя закон дает чиновникам право не отвечать на повторные обращения, но, зная настойчивость наших граждан… Всегда желательно вникнуть в ту или иную проблемку со всех сторон. Сгоряча очень легко занять позицию одной из сторон – заявителя либо чиновника. Но часто она оказывается ошибочной. Вопрос надо изучать всесторонне.

Более категорично закон прописывает норму возможности не отвечать тогда, когда гражданин жалуется на решение суда. По закону подобного рода вопросы должны рассматриваться только в судебном порядке и по инстанции. Подобного рода обращений граждан, не согласных с решениями судов, очень много.



: А чего больше: жалоб или предложений, и если жалоб, то на что чаще жалуются?

В. Рязанский: Если говорить о предложениях, то к моему большому огорчению, как законодателя, предложений значительно меньше, чем жалоб. Предложения из общего количества обращений составляют где-то 2,5-3 процента. 45-50 процентов – это сигналы-жалобы, касающиеся жилищных вопросов, на которые очень сложно давать однозначные ответы в силу понятных причин. Жилье распределяется специальным образом через соответствующие инстанции исполнительной власти, жилищные комиссии префектур, районов. Вопросы внутреннего устройства очередей, преференций и льгот, которые даются соответствующим категориям – ветеранам, инвалидам, детям-сиротам, имеют большую специфику. В каждом муниципальном образовании либо в регионе они решаются по-своему. Где-то регионы строят, и очереди там есть, где-то регионы не строят, у них и очереди как таковой нет, так как распределять нечего, кроме высвобождающегося иногда жилья.

Второй по значимости объем обращений – это обращения, связанные с ремонтом: капитальным, ремонтом систем энергетических, тепловых, водопроводных и т.п.

Меньшее количество обращений – по благоустройству территорий, спортивных площадок.

И последняя категория по численности поступающих обращений – вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры.



: Как предписывает поступать новый закон с анонимками?

В. Рязанский: Анонимка – это порождение времени, из которого мы все вышли, когда закон не описывал механизма защиты гражданина в случае обращения, чтобы тот не боялся преследования со стороны чиновника, в том числе и своего начальника по службе. Мне приходилось рассматривать анонимки. И хотя в 1996 году и вышел указ президента о том, чтобы анонимные сигналы не рассматривать, тем не менее, анонимки были, и внимание к ним было. Специфика органов МВД, например, такова, что они не могут пройти мимо анонимного сигнала. И ведь зачастую анонимные сигналы подтверждались.

Нормы нового закона в этой части говорят, что анонимные сигналы не подлежат рассмотрению, за исключением случаев, когда этот сигнал сопряжен с безопасностью государства или опасностью для жизни граждан. Все остальные анонимные сигналы, связанные с житейскими вопросами, рассмотрению не подлежат.



: Раньше очень часто бывало: жалуешься на действия какого-то чиновника или органа власти, а вашу жалобу ему же для рассмотрения обратно пересылают, чтобы он же и разобрался. Что-то поменяется?

В. Рязанский: Это одна из ключевых норм принятого закона и достаточно жесткая. Пункт 6 статьи 8: запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие, либо бездействие которых обжалуется. Руководство каждого уровня должно организовать такую процедуру рассмотрения жалоб, при которой исключается направление жалоб для ответа лицам, действия которых обжалуются. Для этого должна существовать соответствующая служба, либо должна быть вменена дополнительная обязанность правовой службе либо секретариату, которые станут рассматривать жалобы и собирать необходимую объективную информацию по данному вопросу.

: Получается, что штат госчиновников может увеличиться в связи с принятием этого закона?

В. Рязанский: Не хотелось бы так трактовать этот закон. И так у нас много жалоб на то, что чиновничьи ряды пополняются в соответствии с только им известными формулами. Хотелось, чтобы все это делалось в рамках той штатной численности, которая на сегодняшний день существует в органах власти


Человек дня
Интервью с

От театральных отношений может разорваться сердце

Последнее интервью покойного актера

Интервью с

У Натальи Васильевой не было доступа к материалам дела Лебедева-Ходорковского

Председатель Хамовнического райсуда Москвы рассказал правду о приговоре по второму делу ЮКОСа

Интервью с Игорем Сечиным

За ЮКОСом тянутся не просто нарушения, но тягчайшие уголовные преступления — убийства, истязания, шантаж

Могущественный вице-премьер заявил The Wall Street Journal, что в деле Ходорковского не было никакой экспроприации бизнеса

Интервью с Натальей Васильевой

Приговор Михаилу Ходорковскому был написан судьями Мосгорсуда

Откровенное интервью о деле ЮКОСА "Газете.ru" помощника суда Хамовнического района

Интервью с Николаем Максимовым

Лисин - он живой, юморной, вызвал доверие

Задержанный в Москве торговец вторчерметом Николай Максимов занимается голодовками и борется с первым олигархом из списка Forbes

Интервью с Анастасией Волочковой

Да что такое вообще, ваша партия?! Я сама больше, чем партия!

Балерина решила покинуть ряды "Единой России"

Интервью с

Я сломал вам жизнь, Валентина Алексеевна!

Первый пресс-секретарь Бориса Ельцина нарушила свое двадцатилетнее молчание

Лента заявлений
20/04/2024
Митрополит Кирилл

"Все-таки мы - большинство"

Николай Цуканов

"Шокирован случившимся"

Евгений Куйвашев

"Екатеринбург - город храбрых"

Паблисити
«Мир вука» «Мир вука»
Медийные итоги публичных персон Урала в январе-июне 2021 г. – по версии ЮПИмонитор
"Надо только выучиться ждать"
Медийные итоги публичных персон Урала в ноябре - по версии ЮПИмонитор
Обзор PR

СМИ ли надо?СМИ ли надо?

"И примкнувший к ним" Директор Сети...

На слуху
Багаряков уйдет на север Багаряков уйдет на север
Его прочат в политтехнологи президентского штаба по СЗФО
"Завтра ждем ареста"
Кто в Нижнем Тагиле такая борзота?
Ройзман подписи и не собирал Ройзман подписи и не собирал
А влип Переверзев


сальниковые компенсаторы


неразрушающий контроль


закладные детали


металлорукав


резервуар ргс


резервуар рвс


сильфонные компенсаторы


О проекте | Наши услуги | Реклама | Работа | Карта сайта
© 2001-2024 г.г. Администратор домена – ООО «Агентство «ЮПмонитор.ру» (Agency UPmonitor.ru Ltd)
г. Екатеринбург, 620075, ул. Пушкина, д.4, офис 1 office [енотовидная собака] upmonitor.ru
Генеральный директор Худяков Э.В.
Материалы информационного агентства UPmonitor (ЮПИмонитор) /Св-во о регистрации СМИ ИА №ТУ66-01098, выдано управлением Роскомнадзора по Свердловской области 29 декабря 2012/ доступны подписчикам в Свердловской области при авторизации в закрытой части портала UPmonitor.ru
В открытом доступе на портале размещены данные службы мониторинга UPmonitor (ЮПИмонитор).
В электронном архиве – материалы СМИ, собранные автоматизированной системой мониторинга. Администрация портала UPmonitor.ru не несет ответственности за достоверность публикаций СМИ, находящихся в электронном архиве, а также за несоблюдение этими СМИ законодательства РФ.
Rambler's Top100