|
|
пятница, 19 апреля 2024г. | 18+
|
|
|
Человек дня |
28.09.2006, 14:41
Не дайте Путину «застояться»
|
Председатель совета директоров Независимого института выборов намекает на то, что третий президент России наверняка будет работать лучше второго, учитывая, что второй работал лучше первого |
Радио "Эхо Москвы-Екатеринбург", Александр Андреев
Александр Андреев: Скажите, прежде всего, такой вопрос. Сегодня ЦИК по формальному поводу отклонил возможность проведения референдума, сказал, что референдум невозможен просто потому, что вопрос был поставлен некорректно и ставил под сомнение одно из положений Конституции.
А. Андреев: Точнее даже не ставил под сомнение, а требовал подтверждения.
Александр Иванченко: Вы знаете, ЦИК нашел наиболее мягкую, и я смею утверждать, корректную форму отказа инициаторам проведения референдума по третьему сроку правления Владимира Путина. Вообще закон о референдуме, в который были внесены изменения два года назад, он предусматривает целую систему этапов, на каждом из которых можно отказать инициаторам проведения референдума. Если эта инициатива исходит именно от граждан. Потому что действующий закон это даже федеральный конституционный дает практически одну-единственную возможность инициирования референдума, когда это делают сами государственные органы. К примеру, сам президент. Вот если предположить, чтобы сам президент инициировал как институт власти процедуру референдума по своему третьему сроку, тогда бы я думаю, проблем никаких не было.
А. Андреев: Казалось бы, что плохого в референдуме. Если большинство жителей России действительно хочет отменить все эти сроки, ограничения и хочет голосовать и два, и три и четыре срока подряд за хорошего человека, за человека, которого они считают достойным, нужны ли здесь какие-то препятствия?
А. Иванченко: Я согласен, что референдум дело хорошее и в этой связи нужно вспомнить, что в 1993 году именно благодаря референдуму Россия получила Конституцию демократического республиканского государства, еще и федерации к тому же. И пересматривать в угоду политической конъюнктуре, когда Конституция закрепила как систему сдержек и противовесов действия президента, работу федерального собрания, то есть российского парламента, независимой судебной власти и установила именно исходя из того, что каждая из ветвей власти меняется в строго установленные сроки. Допустим, парламент, федеральное собрание через каждые 4 года идет смена, ротация депутатского корпуса. Точно также Конституция установила принцип невозможности исполнения обязанностей президентом более двух сроков подряд.
А. Андреев: Но ведь депутатам любого уровня можно избираться сколько хочешь раз, никто не ограничивает. Теоретически дума может не меняться вообще.
А. Иванченко: В том-то и различие законодательной и представительной ветви власти и исполнительной ветви власти. Исполнительная ветвь власти…, мы не привыкли к тому, что исполнительная ветвь власти должна контролировать представительную власть. А у нас видите, такая тенденция, что несменяемость главы исполнительной власти, несменяемость президента, премьера. Это как раз наши старые традиции советского застоя, когда генеральный секретарь по 15-18 лет осуществлял эти функции, и к чему мы пришли?
А. Андреев: Это с одной стороны. А с другой стороны предвыборная кампания у нас штука длинная, и если год как минимум закладывается на предвыборную кампанию, то остается работать три года, не так уж много, на самом деле. Ведь это вовсе не говорит о том…Если действительно людям нравится, как один человек использует обязанности президента, почему им не дать такой возможности?
А. Иванченко: Я думаю, что мы где-то оказались рабами иллюзий, что несменяемость это лучший способ функционирования власти. Есть такой способ как сравнение. Поработал один человек, поработал другой человек. Вот я думаю, что у граждан России есть великолепная возможность сравнивать, и я думаю, что второй президент России гораздо эффективнее работал, нежели первый президент России.
А. Андреев: По этой логике третий будет еще эффективнее.
А. Иванченко: Поэтому давайте не будем лишать наш народ права сравнивать, как работает первый, второй, третий, четвертый и так далее президенты России. Я надеюсь, что институт президентской власти, чем дальше, тем более эффективнее и корректнее будет функционировать, взаимодействуя с представительной и судебной ветвями власти. Оставляя за народом право суверена, народа, который имеет право менять ветви власти.
А. Андреев: Александр Владимирович, насколько я помню, я, когда готовился, смотрел, так и не нашел. У нас вообще после того памятного референдума, о котором вы упомянули этот знаменитый «да-да-нет-да». Ведь референдумов вроде бы и не было общероссийских.
А. Иванченко: Я как раз вспоминал другой референдум. Это референдум, связанный с принятием Конституции. До принятия Конституции у нас именно на референдуме в 1991 году был конституирован пост президента России. Что во многом придало устойчивость, стабильность российской государственности на фоне развалившегося Союза Советских Социалистических республик, где президента Михаила Сергеевича Горбачева избрал съезд народных депутатов. Поэтому референдум в истории России сыграл очень большую позитивную роль. И мне думается, что нам в самое ближайшее время придется обращаться к этому институту, но не по такому поводу, о котором мы говорим сейчас. Я думаю, что российскому государству предстоит укрепляться, и возможно нас ждет объединительный референдум с Белоруссией в самое ближайшее время.
|
Человек дня |
|
|
|