Радио России, Радиостанция "Радио России"
Радиостанция "Радио России": Законы, по которым мы живем, тот же Административный кодекс, можно ли назвать коррупционными, взяткоемкими?
Леонид Ольшанский: Самым ярким примером борьбы между взяткоемкими, коррупционными, с одной стороны, и гуманными демократическими нормами, с другой, является битва вокруг Административного кодекса и его глав, связанных с дорожным движением. Как правило, работа над уголовным, гражданским, жилищным кодексом идет в Думе максимум один - два года. Над Административным работа шла - ни много ни мало - десять лет! Почему? А потому, что копья ломались, полемика и в зале Думы, и на страницах печати, и в эфире шла только по поводу прав ГАИ. Мнения были настолько полярны, что работа затянулась на десять лет. В нее вмешался даже президент страны. Но не успели высохнуть чернила на подписи президента, как представители МВД и ГАИ стали говорить, что так ездить нельзя. Антикоррупционные нормы - запрет на эвакуаторы, запрет на платные парковки, ликвидация балльной системы, презумпция невиновности, когда нужно доказать любую вину - и маленькую, и большую, адвокат с первой секунды, суд - их это все не устраивает. Но посягать на суд или участие адвоката они не могут, значит, они заходят с другой стороны. Генерал Федоров, когда его попросили из начальников ГАИ, стал сенатором. Он использовал свое право законодательной инициативы, вносил нормы о реанимации эвакуаторов, баллов, талонов и так далее. У него плохо получалось, и он подтянул в бой тяжелую артиллерию. Уже полгода по Думе гуляет законопроект - осмелюсь утверждать, антиконстуционный, что я и докажу, - как ни парадоксально, внесенный группой депутатов во главе с председателем Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным.
Радиостанция "Радио России": Смелое утверждение. Вы могли бы его аргументировать?
Л. Ольшанский: Во-первых, у нас сейчас статья 1-5 - презумпция невиновности - состоит из четырех пунктов. Первое - никто не должен доказывать свою невиновность. Второе - бремя доказательств лежит на должностном органе. Третье - гражданин считается невиновным, четвертое - сомнения трактуются в пользу обвиняемого. Что сказал Конституционный суд, если на ста страницах попытаться просто пересказать? Не имеет значения, обвиняют ли тебя в шпионаже, терроризме или в том, что ты на улице бросил фантик мимо урны. Любая вина должна быть доказана, гражданин не должен оправдываться, сочинять легенды...
Радиостанция "Радио России": Вы говорите о тех самых пресловутых снимках, которые должны делать камеры, и по которым люди без всякого судебного решения должны оплачивать штрафы, - собственнику приходит извещение о штрафе.
Л. Ольшанский: Да. Когда вас останавливают и говорят: вы нарушили, действует целый комплекс процедур. Вам должны сказать, как в американском фильме: вы можете молчать, ничего не говорить, вы имеете праона адвоката. Вы имеете право написать в протоколе: неправда, я ехал на зеленый свет, или я не превысил скорость. Вас же лишают и адвоката, и протокола, и свидетелей. Ба-бах - и все! Вот главное посягательство на конституцию законопроекта Плигина. Я считаю, на Плигина давят, в первую очередь ГАИ. Кроме того, ГАИ спекулятивно использует высказывания президента страны на заседании Госсовета.
Радиостанция "Радио России": Каким образом?
Л. Ольшанский: Да, Владимир Путин уделил и время, и внимание проблеме обеспечения безопасности дорожного движения, выступив с речью на заседании Госсовета. Да, он сказал, что люди гибнут на дорогах и нужно наводить порядок. Но нужно расставить приоритеты, - я помню его речь наизусть! На первом месте - строительство новых дорог, на втором - оперативное прибытие скорой помощи к месту ДТП. А на третьем - он прямо сказал - чтобы ГАИ прекратило брать взятки, подчеркнув: особенно при выдаче водительских удостоверений, чтобы неумейки не выезжали на трассы. Через несколько минут, продолжив речь, он сказал: только повышением штрафов ситуацию не изменить. То есть президент расставил приоритеты и сказал о комплексном подходе. Дороги строить долго, и они решили вбросить репрессивный, антиконституционный законопроект в противовес кодексу, который президент же и подписал!
Радиостанция "Радио России": То есть зачем строить дороги, думать о безопасности, зачем вообще вспоминать, что инспекция в названии имеет слово "безопасность!? Намного легче повысить штрафы...
Л. Ольшанский: А штрафы они поднимают до заоблачных высот! Примерно в пятнадцать раз. Это первый блок вопросов. Второй блок таков. Все, что сотрудники ГАИ проиграли за десять лет полемики в бывшем Верховном совете - ведь мы же начинали битву еще в Верховном совете, мы на эту тему все написали диссертации, издали книги, получили лауреатские дипломы! - они с лихвой попытаются вернуть...
|