|
|
пятница, 29 марта 2024г. | 18+
|
|
|
Человек дня |
18.07.2006, 14:55
Пророки своего отечества
|
Ученый и бизнесмен, чья программа для видеотрансляций в режиме он-лайн стала одной из лучших в мире с трудом преодолевает стереотип, что все российское - |
Журнал "Деловой квартал", Светлана Добрынина
Светлана Добрынина: Свой бизнес Владимир Прохоров начал с продажи алгоритмов эффективного и быстрого сжатия видеоизображения, позволяющего передавать картинку хорошего качества по каналам Интернет. Над решением этой проблемы бились американские, европейские и японские математики и программисты, но их продукты мало отличались друг от друга. Прорыв удалось совершить екатеринбуржцам, положившим в основу своего продукта стратегические технологии наведения ракетного оружия. Ученому, который хочет стать бизнесменом, необходимо искать покупателей на свои интеллектуальные разработки. Вы давали рекламу в газетах: «Продам математические алгоритмы»?
Владимир Прохоров: Когда стало очевидным, что наша группа математиков сделала продукт, который можно смело предлагать покупателям, я не стал сильно ломать голову над рекламой, а создал сайт, где рассказывалось о возможностях нашей системы видеосвязи. Мы рассчитывали, что поисковые системы, сканирующие все компьютеры мира, вскоре заметят новую информацию. Подумав, решили: коль к программе вопросов нет и она работает лучше других аналогов, отказываться от авторства не стоит. Так «красиво» начался наш бизнес.
С. Добрынина: Как вы вычислили направление, которое принесло вам успех?
В. Прохоров: В конце 90-х гг. случайно возник контракт: южнокорейская фирма предложила разработать кодек — модуль сжатия-распаковки видео по стандарту MPEG 4, который в то время только появился, — чтобы передавать видео через Интернет в реальном времени. Тогда уже были кодеки, позволявшие упаковывать видеозаписи, но корейцев интересовал именно онлайн, притом модуль на языке Java (возможно, они хотели это использовать в мобильных телефонах). Параллельно стали заниматься разработками для конечного потребителя: серверами для трансляции на сайт, видеотелефонией, видео-конференц-системами — тем, что могло использовать наш кодек. Благодаря корейскому контракту мы вышли на путь саморазвития — увидели идею, которая востребована жизнью. Идея создать условия для общения людей, находящихся в разных точках пространства, была очевидно перспективной. Не только с научной точки зрения, но и с позиции бизнеса.
С. Добрынина: Если ваши разработки были такими уникальными, почему вы не нашли признания в мировом масштабе?
В. Прохоров: Как любой человек, не лишенный честолюбия, я искал возможность застолбить свою фамилию в научном мире. Причем так, чтобы сразу добиться международной известности. Именно поэтому разработанный язык программирования решил назвать «ПИ схемы». Потом мы воплотили его в системе программирования «ПИФАГОР», а позже — в системе программирования АJ для графической версии языка Java. Прямой аналогии с фамилией Прохоров не прослеживается, но первая-то буква — моя. Правда, однажды эта буква мне напакостила. Оказалось, как раз за пару дней до его приезда на одном из международных совещаний бельгийский антиглобалист бросил в лицо Биллу Гейтсу яблочный торт. Представляете картину: глава «Майкрософт» — весь в креме, а тут еще я со своим тортом... Понятно, что вся презентация сорвалась. Дальше дело не пошло.
С. Добрынина: То есть вы не смогли пробиться на международный рынок и остались безымянным исполнителем корейских заказов?
В. Прохоров: Нет, теперь нас знают и за рубежом. В 2001 г . на всемирной выставке телевидеотехники в Амстердаме спутниковую телерепортажную систему, построенную на базе нашего софта, признали лучшей. Пять лет прошло, а в родном отечестве до сих пор приходится доказывать, что мы — профессионалы. Самое обидное, когда сталкиваешься с типичным для России отношением — ненавистью и неприязнью — к отечественным разработкам. Едва речь заходит о том, что программа создана в России, начинают морщить нос: самоделкины, лезут со своей ерундой на мировой рынок. Многие убеждены: все качественное сделано на Западе, нам ничего разрабатывать не надо, а только продавать нефть да покупать на эти деньги зарубежную продукцию. Начинаешь так вежливо спрашивать человека, а что он видел. Говорит, что сам не видел, но и так понятно. Вот если доходит до того, что «поставим на соседние столы и сравним», — другое дело, сразу замолкают. Сейчас нашу систему используют ИТАР-ТАСС, Областное телевидение, «Интерфакс», Институт пластической хирургии и косметологии Минздрава РФ, Великий народный хурал Бурятии, Дворец игровых видов спорта, Военизированная горно-спасательная часть Урала и проч. Уже несколько лет мы ведем интернет-трансляции с выставки вооружений под Нижним Тагилом. А в этом году нас пригласили москвичи для проекта подачи картинки с выставки в Красноармейске на большой экран на ВВЦ (ВДНХ).
С. Добрынина: Почему вы решили уйти в свободное плавание? УрО РАН — бренд, внушающий доверие потенциальным клиентам, а название «Видикор» придется раскручивать.
В. Прохоров: С юридической точки зрения наука и бизнес в России несовместимы. Сотрудник Российской академии наук не имеет права создавать на ее базе предпринимательские структуры, какую бы пользу он отечественной науке ни приносил. Фундаментальные исследования и коммерческую деятельность совмещать нельзя. Сейчас КПД нашей деятельности далек от идеального. Мы — в самом начале пути. Но уже созрели для перехода на новую фазу развития — из совсем маленького предприятия, обходящегося своими мозгами и денежными ресурсами, вступать в разряд более крупных и искать возможности инвестиций.
|
Человек дня |
|
|
|