Компания "МегаФон" заявила о запуске в тестовую эксплуатацию в Екатеринбурге технологии NFC (Near Field Communication — "коммуникация ближнего поля", технология беспроводной высокочастотной связи для обмена данными между устройствами) для оплаты проезда в общественном транспорте с мобильного телефона. Как рассказал "Коммерсанту" директор по новым технологиям и услугам уральского филиала ОАО "МегаФон" Антон Ведерников, сейчас полностью завершен этап технического внедрения технологии NFC. Оплачивать проезд с мобильного телефона можно будет в 1,6 тыс. единицах наземного общественного транспорта и на всех турникетах Екатеринбургского метрополитена. "Порядка 400 тыс. пассажиров ежедневно оплачивают свой проезд в общественном транспорте наличными денежными средствами, в их числе потенциальная аудитория пользователей NFC",— пояснили в пресс-службе компании.
Эксперты затруднились подсчитать инвестиции в проект "МегаФона". Но отмечают, что оборудование всех турникетов одной станции метро стоит примерно 70 тыс. руб. "На наземном транспорте сумма затрат должна быть меньше, так как необходимо оборудовать одно считывающее устройство",— отмечает руководитель портала "Будь мобильным" Иван Кущ. По его словам, наиболее затратной частью проекта является вхождение в платформу, по которой транспортные компании уже осуществляют безналичные платежи (например, с помощью транспортных карт). Эксперты полагают, что NFC может быть менее востребованной, чем прогнозируют операторы. Иван Кущ объясняет это низким проникновением оборудования с данной технологией. "Доля рынка телефонов с предустановленным NFC-чипом не превышает 0,5–1% в российском масштабе. Лидер по внедрению технологии коммуникации ближнего поля — Nokiа: практически все новые телефоны имеют чип NFC. За финским производителем следуют устройства на базе Android. В корпорации Apple категорически против указанной технологии",— рассказал Иван Кущ. По его словам, сейчас операторы связи могут предложить владельцам телефонов без NFC антенну со специальным чипом.
"Проблема, кроме того, в том, что население не знакомо с NFC. Пока доля электронных платежей в России мала, повышенного спроса к коммуникации ближнего поля со стороны абонентов ожидать не следует",— добавил господин Кущ. Аналитик ComNews Research Марина Коробкова поясняет, что технология может набрать популярность у абонентов уже через два года. "Потенциал у такого вида оплаты высок. Дело в том, что все услуги, которые смогут сократить время на транзакцию, являются наиболее привлекательными для потребителей",— рассказала она. Оператор намерен зарабатывать на комиссии за проведение транзакции в размере 1–3%, а сам проект называет имиджевым.
|