Комитет свердловской областной думы по социальной политике рассмотрел обращение некоммерческого партнерства мини-детсадов Екатеринбурга. Его авторы предлагают узаконить частные садики, установив для них свои санитарно-эпидемиологические нормы, отличные от нормативов детских учреждений с количеством 100-200 человек. В пример приводят систему мини-садиков США, помещения которых перед открытием инспектирует комиссия из представителей органов здравоохранения и муниципалитета, а от воспитателей для работы требуется пройти специальные курсы. Создана рабочая группа, которая может подготовить законопроект к началу нового учебного года. Но сколько понадобится времени для принятия этого закона – неизвестно. В то же время управление образования мэрии Екатеринбурга предлагает выплачивать денежную компенсацию родителям, которые не желают или не имеют возможности отдавать своих детей в муниципальные детсады. На содержание каждого ребенка в дошкольном образовании учреждения (ДОУ) ежемесячно из бюджетов всех уровней перечисляется по 4,5-5 тысяч рублей. По мнению сотрудников мэрии, эту же сумму было бы логично выплачивать родителям, пользующихся услугами частных и мини-садиков, а также воспитывающих малышей на дому. Проблема детских садов в Екатеринбурге уже на протяжении многих лет остается одной из самых острых социальных проблем и стала уже проблемой политической. Родители даже пытаются организовывать акции протеста из-за проблем с устройством ребенка в садик. А правоохранительные органы расследуют дела, связанные с прошлыми продажами и приватизациями зданий детсадов. За прошлый год очередь за путевками в муниципальные садики в Свердловской области выросла более чем на 6%. Если в докризисном январе 2008 года в ней стояло 57 794 ребенка, то в конце декабря - уже 61 484. Наиболее напряженная ситуация сложилась в крупных городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском. Ситуация дефицита сложилась не вдруг. В 90-х резко упала рождаемость (в среднем по Уралу за 1990 — 2000 годы на 37%). В детсадах, соответственно, уменьшилась наполняемость групп. Параллельно сокращалось число ведомственных детсадов: предприятия больше не могли их содержать, здания стали активно передавать на баланс муниципалитетов. Только в Екатеринбурге за 1992 — 2000 годы муниципалитет получил около 190 детских садов. Детей начали переводить из нескольких детсадов в один. С начала 90-х годов количество детских садов в регионе сократилось на 45%: в Екатеринбурге в начале 1995 года насчитывалось 469 ДОУ на 57 тыс. мест, а в 2006 году их осталось 248 на 31,3 тыс. мест. Освободившиеся здания передавались в аренду и собственность государственным и коммерческим учреждениям. Цена поступления в иные сады сравнялась со стоимостью года обучения в вузе. Родители готовы оплачивать что угодно. В том числе перекрытие крыш и настил полов, покупать в детсады домашние кинотеатры, компьютеры и кофеварки, лишь бы пристроить ребенка. Тогда же в городах стали организовывать учет детей, которым могут понадобиться детсады. Но даже постановка на этот учет чуть ли не в момент рождения отпрыска вовсе не гарантировала, что к трем годам он сможет получить место в муниципальном детсаду. Казалось бы, идеальный выход из положения — мини-детсад на 6-7 детей. Его в свое время нашли сами молодые мамы: они организовывали такие сады у себя на дому, брали под присмотр детей, сходных по возрасту с собственным чадом. Но этот сектор был и остался «теневым». Чтобы работать легально, мини-детсаду надо выполнить ряд условий. Для начала — пройти лицензирование. Владелец должен предъявить в местное образовательное ведомство устав организации, справку из налоговой, договор на аренду (или свидетельство о праве собственности) помещения, заключение о выполнении норматива по квадратным метрам, приходящимся на одного ребенка, заключения СЭС и пожарников по поводу помещения, образовательную программу, подтверждение наличия материально-технической базы и учебно-методической литературы и т.д, и т.п. Выполнение даже части этих требований для мини-сада невозможно. Самое сложное, конечно, с помещениями: «миники» располагаются в квартирах, а в них коммерческая деятельность запрещена. Поэтому сделать детсад легальным практически нереально. И сейчас юридически «миник» оформляется как ИП по оказанию услуг няни и дошкольному воспитанию. Время от времени появляется очередное разоблачение деятельности мини-детсада: как правило, штрафуют за нарушение санитарных норм. На деле это означает обычно одно: содержатели не сумели договориться с соседями, и те «стукнули» в санэпиднадзор. Родители понимают возможные риски для здоровья их детей, но все равно заинтересованы в услугах мини-садов. За это они готовы платить немалые деньги. Для сравнения, за посещение ребенком ДОУ в Екатеринбурге родители должны заплатить от 0,5 до 2,5 тыс. рублей, а услуги мини-сада оцениваются в 8 —10 тыс. рублей в месяц. Кстати, строительство новых муниципальных детских садов, которым так гордится мэрия Екатеринбурга, вполне может попасть в новые уголовные дела о коррупции. В 2007 году было построено 2, а в прошлом году 3 детсада. В бюджете на их строительство было заложено по 100-120 миллионов рублей. В реальности потрачено на каждый детсад около 200 миллионов. Депутаты гордумы грустно шутят, что если бы эти деньги потратить на покупку жилья, то каждую пару ребятишек вместо детсада можно было бы осчастливить трехкомнатной квартирой. Вице-мэр Екатеринбурга по строительству Владимир Крицкий между тем отстаивает завышенную стоимость новых детских садиков: «Стоимость детсада везде примерно одинаковая. Согласно данным, предоставленным Комитетом по строительству Администрации города Санкт-Петербурга, стоимость строительства детсада в 2008 году на 110 мест составила 115,4 миллиона рублей. По информации МУ «Управление капитального строительства и реконструкции Исполкома города Казань», стоимость строительства детсада в этом году на 260 мест составила 220 миллионов рублей. МКП города Калининграда «УКС» сообщил нам, что стоимость строительства детсада на 240 мест составляет 200 миллионов рублей». Без детального разбора эти цифры могли бы выглядеть убедительно, если не знать, что строительством новых садиков занимались только две близкие к мэрии компании – «Атомстройкомплекс» и «NOVA».
|