Областная газета от 07.12.2007, Сделать невидимое видимым поможет педагогу новая схема оплаты труда Автор сообщения: Иванова О. Архивная версия данного сообщения размещена на портале UPMONITOR.RU 08.12.2007 (81.00) Ольга Иванова: Система образования в России - это сфера, в которой постоянно что-нибудь реформируется. Не проходит и полугода, чтобы страну не потрясло сообщение о новом повышении, понижении, введении или отмене.
Вот и сейчас отечественные школы стоят на пороге очередного преобразования. Речь идет о переходе на новую систему оплаты труда учителей и финансирования школ. Несмотря на то, что до внедрения новшества осталось совсем немного, основная масса педагогов (не говоря уже о широкой общественности) знает о нем очень мало или совсем ничего.
Выяснить детали и подробности предстоящих перемен мы решили у Валерия Нестерова, министра общего и профессионального образования Свердловской области.
Валерий Вениаминович, давайте начнем с такого вопроса: чем плоха была старая система? Зачем ее нужно менять?
Я хотел бы напомнить о том, что в России реализуется национальный проект «Образование», конечная цель которого - повышение качества образовательных услуг. Для того, чтобы нынешнее наше образование соответствовало времени по всем статьям - и по содержанию, и по принципам его организации, нужны новые экономические стимулы для тех, кто отвечает за качество «продукта». Сегодня зарплата педагога зависит от количества уроков, которые он провел. То есть ему платят за нагрузку. Ставка учителя - 18 часов в неделю. Но, чтобы получать нормальную зарплату, он берет 32 часа. Естественно, о качестве работы в этом случае говорить невозможно.
Прежняя система оплаты труда учителя базировалась на единой тарифной сетке и на системе квалификационных категорий. Но со временем выяснилось, что данная схема не может решить проблему качества образования. Потому что некоторая уравниловка все равно присутствует. Раньше мы повышали зарплату всем одинаково. Два-три повышения в год давали прибавку в 30 процентов. Но это не рыночный способ регулирования уровня зарплаты. Он бесперспективен.
Известно, что идею изменения формы оплаты труда педагога вызвала к жизни другая идея - о нормативно-подушевом финансировании школ. Что это такое?
Для начала я должен объяснить, из чего состоит бюджет образовательного учреждения. Он состоит из двух частей. Одна из них предназначена для поддержания материальной базы учреждения (ремонты, перестройки, коммунальные услуги и прочее). Другая - для организации образовательного процесса (зарплата персонала, наглядные пособия, учебная литература и так далее). Принцип подушевого финансирования будет применяться лишь ко второй части.
А что будет с первой частью?
Эта часть бюджета формируется учредителем. Размер суммы должен зависеть от состояния материальной базы образовательного учреждения. Кстати, областной бюджет постоянно помогает муниципалитетам. Существует специальный список учреждений, подлежащих капитальному ремонту. Все они поставлены в очередь на 2008-2010 годы.
Но мы сейчас говорим о качестве образования. А качество образования обеспечивается качеством преподавания и качеством наглядных пособий. То есть нам необходимо выяснить, сколько требуется денег, чтобы каждый ученик смог получить образование в соответствии с государственным стандартом.
Сегодня же никто не может сказать точно, почему школе выделяется именно такая сумма.
Кто определяет эту сумму?
Учредитель образовательного учреждения. Прошлогодние затраты он умножает на коэффициент инфляции. То есть выделяемая сумма не является показателем действительных расходов. После введения новой системы и смета образовательного учреждения, и механизм ее формирования будут прозрачны. Каждый директор будет точно знать, сколько средств ему дадут на оплату труда педагогов и на организацию образовательного процесса.
Директора малокомплектных школ беспокоятся, что при переходе на эту систему финансирование их учреждений резко сократится.
Напрасно они беспокоятся. Я еще раз говорю: деньги на материальную базу и деньги на организацию образовательного процесса - это разные деньги. Норматива, связанного с содержанием материальной базы школы, не будет. Такой показатель невозможно просчитать, поскольку школы находятся в разных условиях. Крыши и подвалы у всех в разном состоянии, стоимость коммунальных услуг отличается… И опасения относительно того, что сократится общее финансирование образования, тоже напрасны. Страна держит курс на увеличение расходов на социальные направления. Откуда бы у нас взялось столько компьютеров в школах? Ведь еще три года назад в Свердловской области приходилось по 46 учащихся на один компьютер. А сегодня сколько? 22! Это достаточно высокий показатель. И учителя, между прочим, почувствовали, что школы сделали рывок. В том числе - в деле капитальных ремонтов.
Значит, теперь, чем больше детей в школе, тем больше средств она будет получать?
В принципе, да.
Как будет формироваться зарплата учителя?
Фонд оплаты труда будет состоять из двух частей: базовой (гарантированной для каждого учителя) и стимулирующей. К базовой части относится классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами. Базовая часть, в свою очередь, подразделяется на общую и специальную части. Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную зарплату педагогам, исходя из количества проведенных ими учебных часов. Специальная часть включает в себя компенсационные выплаты, выплаты за дополнительные виды работ, выплаты за квалификационную категорию. Сегодня учитель делает много невидимой работы, за которую не получает никакого вознаграждения. В дальнейшем этот пробел будет ликвидирован.
Кроме того, с помощью стимулирующей части заработной платы мы сможем мотивировать учителей на достижение высоких профессиональных успехов. Например, те педагоги, чьи ученики постоянно участвуют и побеждают в разного рода олимпиадах, будут получать прибавку к жалованью. Вместе с ними и учителя, подготовившие выпускников-медалистов, учителя, пользующиеся большим авторитетом у родителей, и так далее.
Вы говорите «побеждают в олимпиадах». Но талантливых детей единицы. Значит, учителя, работающие с «хорошистами» и «троечниками», поощрения не заслуживают?
Я вам вот что скажу. Не бывает плохих учеников! Я лет десять проработал в одной из школ микрорайона «Пионерский». Тогда это был не тот Пионерский поселок, что сейчас. Там жило много проблемных родителей с проблемными детьми. Но никогда я не жаловался на своих трудных подопечных! Как раз с ними-то мне было интереснее всего работать… Вся беда в том, что наши учителя боятся отступать от правил, ими же самими придуманных. Надо учить детей мыслить, а не зубрить учебники.
Что за орган будет заниматься распределением стимулирующей части? По каким критериям планируется оценивать труд учителя?
Мы разработаем региональный документ, в котором дадим рекомендации относительно критериев. Кроме того, образовательные учреждения должны выпустить свои собственные нормативные акты. Вопросом распределения денег будет заниматься директор. К распределению стимулирующей части будут привлекаться управляющие советы школы.
Боюсь, в коллективах могут возникнуть конфликты.
Могут. Но учитель обязан подвергать себя строгому самоконтролю. У него профессия такая. Если педагог неспособен это делать, грош ему цена. Вообще, идеальную систему придумать невозможно. У нас и сейчас трудовых споров предостаточно.
На сколько вырастет зарплата учителей после перехода на новую систему?
Предполагаем, процентов на тридцать. В среднем. Сейчас у педагога, не несущего нагрузку по классному руководству, зарплата чуть больше десяти тысяч.
Как будет происходить внедрение новшества?
Поэтапно. Начнем, скорее всего, со следующего учебного года. Сначала в процесс включим три верхотурские школы и по одной школе из всех остальных муниципалитетов. Если дело пойдет нормально и появится хороший результат, остальные учреждения присоединятся. Но до этого нам нужно успеть обучить директоров. Чему обучить? Искусству управления. Ведь каждое образовательное учреждение с 1992 года является самостоятельным юридическим лицом. Но практически никто из директоров этой свободой пользоваться не умеет. В Свердловской области есть небольшое количество учреждений, которые давно подведомственны областному министерству. Вот они уже знают, что это такое - вести самостоятельную хозяйственную деятельность. У них есть счета в банках, бухгалтерия, наработки, связи. Но с теми учреждениями, которые недавно перешли на баланс министерства, у нас постоянно возникают проблемы. Они привыкли выступать в роли принимающей стороны. Им велят, они делают. В такой ситуации роль руководителя нивелируется, потому что распорядителем средств выступает местный орган самоуправления, его централизованная бухгалтерия.
Много у нас таких учреждений?
Весь город Екатеринбург! И мы об этом неоднократно говорили. Особенно большие проблемы возникли, когда федерация организовала конкурс на лучшие школы. Ведение самостоятельной хозяйственной деятельности там было одним из условий участия… В законе, конечно, есть лазейка - бухгалтерия управления образования может выступать подрядчиком для школы, то есть оказывать по ее заказу услуги бухгалтерского учета в Москве
. Но ведь это не есть хорошо… Поэтому сейчас перед нами стоит важная задача - научить руководителей образовательных учреждений думать и действовать без подсказки.
|