пресс-папка к теме
Областная газета, Образование "из рук в руки" Версия UP-Monitor [08.11.2006] (81.00) Ольга Иванова: Необычный российско-германский проект реализуется на базе Уральского техникума ремесленников-предпринимателей. Испокон веку s России труд кустаря, ремесленника считался почетным. Мастеров ценили, берегли, и» искусство передавалось из рук в руки.
В советское время индивидуальный труд оказался под запретом. Людям навязали ложный стереотип о том. что "кустарная работа" - это некачественно и непрестижно. Сейчас взгляды общества вновь меняются. Ремесленники, владеющие уникальными трудовыми навыками, стали опять востребованы. Однако за долгие годы застоя мы потеряли и школу, и традиции. Да и самих мастеров тоже.
РЕНЕССАНС ПО-РУССКИ
Что такое ремесленник в современном понимании? Принято считать, что это человек, занятый ручным квалифицированным трудом. То есть если вы производите товары или услуги по индивидуальным заказам и в своей деятельности используете швейную машинку, кузнечный горн или токарный станок
, но управляете ими вручную, можете смело причислить себя к ремесленникам.
Экономисты утверждают, что ремесленничество может играть значительную роль в народном хозяйстве. Например, в Германии почти миллион человек имеют официальный статус ремесленника. На современный лад их называют представителями малого и среднего бизнеса. Их вклад в экономику - четверть внутреннего валового продукта! У немцев развитие этого сектора способствовало созданию новых рабочих мест, формированию среднего класса. В торговле, строительстве, сфере бытового обслуживания - везде, где приложили руку малые предприниматели, произошли существенные положительные изменения.
В России процесс возрождения ремесленных предприятий пока носит стихийный характер. Например, в некоторых городах ведутся работы по созданию ремесленных палат, гильдий, разработке программ становления отрасли. Но, как показывает практика, усилий отдельно взятых территорий недостаточно. Для того, чтобы ремесло пошло в массы, нужно преодолеть ряд препятствий "федерального значения". Среди таких препятствий чаще всего называют проблемы налогообложения, недоступность кредитов, неясность правового обеспечения. Но, помимо перечисленных, эксперты указывают на еще одно сдерживающее обстоятельство - неспособность ремесленников производить товары и услуги высокого качества. Эта проблема напрямую связана с профессиональной подготовкой кадров.
-Существующая система начального и среднего профобразования ориентирована на потребности крупных предприятий. Интересы малого и среднего бизнеса она не учитывает или учитывает не в полной мере, - считает Геннадий Романов, академик Российской академии образования, ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Что нужно сделать, чтобы в России возродилось племя мастеровых людей? Может ли система профессионального образования способствовать данному процессу? Ответы на эти вопросы пытались найти участники III международной научно-практической конференции, которая состоялась в Екатеринбурге.
ПО СТОПАМ ЭБЕРХАРДА ШЁКА Собственно говоря, ответ на второй вопрос уже готов. Это уверенное "да". Чтобы убедиться в справедливости утверждения, нужно посетить Уральский техникум ремесленников-предпринимателей, который уже в точение восьми лет является экспериментальной площадкой российско-германского проекта "Поддержка ремесел через образование".
Идея проекта родилась в недрах Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). Его партнерами выступили министерство образования Свердловской области и частный фонд Эберхарда Шёка (Баден-Баден). Расходы по финансированию были поделены между тремя участниками эксперимента.
Кто такой Эберхард Шёк и каков его интерес в данном мероприятии? Немецкая сторона так отвечает на этот вопрос:
-Судьба Эберхарда Шёка доказывает, что начальное профессиональное образование дает человеку прекрасные возможности для роста. - говорит директор фонда Петер Меллер. - Мой шеф родился в бедной семье, получил профессию каменщика. Благодаря упорному труду он смог открыть собственную строительную фирму, которая со временем превратилась в крупное и прибыльное предприятие. В 1992 году господин Шёк создал фонд, перед которым поставил задачу продвигать в странах Восточной Европы образовательные программы, направленные на упрочение рыночной экономики.
За восемь лет, прошедших с момента старта проекта, было сделано многое. Прежде всего экспериментаторы взялись за улучшение материальной базы техникума (который в то время еще имел статус лицея), поскольку, по глубокому убеждению немцев, хорошие условия обучения способны повысить не только качество знаний, но и престиж профессии. Так здесь появились мастерские, оборудованные по немецким технологиям, компьютерные классы, уникальный методический центр. Учащиеся оделись в модную и практичную униформу, взяли в руки современный, а не устаревший и вышедший из употребления, инструмент. Сегодня все, кто знал техникум в прежние годы, не устают удивляться произошедшим переменам.
Вслед за "бытием" меняли и "сознание". В сотрудничестве с немцами ученые РГППУ разработали новые учебные программы. Теперь значительную часть курса занимает такая дисциплина, как "менеджмент". Соответственно, техникум готовит не просто ремесленников (столяров, кровельщиков, плиточников, маляров и так далее), а ремесленников-предпринимателей. То есть тех, кто в дальнейшем сможет возглавить небольшое частное предприятие.
-За годы эксперимента мы выпустили 455 специалистов, - говорит директор техникума Николай Доронин. - Конечно, не каждый из них стал Данилой-мастером, но все они работают по профессии и довольны результатами своего труда. Наши выпускники зарабатывают значительно больше, чем их преподаватели.
Сегодня техникум стал флагманом системы образования Свердловской области. Теперь здесь учатся не безнадежные "пэтэушники", как их раньше называли, а вполне успешные ребята. Глядя на тo, с каким азартом и рвением они постигают азы ремесла, хочется верить, что многие из них скоро станут настоящими Мастерами своего дела, а некоторые, возможно, и нашими российскими Эберхардамн Шёками.
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Участники научно-практической конференции, коих набралось 180 человек из 22 регионов страны, остались довольны ходом эксперимента. Они убедились в том, что на Урале отработана модель профессионального образования, позволяющая готовить специалистов для малого и среднего бизнеса. Казалось бы, дело за малым - полезный опыт следует обобщить и распространить по всей стране. Но, увы, сделать это в короткие сроки вряд ли удастся.
-Проведенный нами эксперимент является всего-навсего экспериментом, - говорит Геннадий Романцев. -Это значит, что любой чиновник может закрыть его в любой момент Для того, чтобы идея пошла в массы, нужно консолидировать силы ученых, педагогов-практиков, представителей бизнеса. Над этим мы работаем, но без помощи власти вряд ли обойдемся. Услышат ли нас? Захотят ли присоединиться? Вот вопрос.
|