В конце минувшей недели конфликт интересов между авиакомпанией «Уральские авиалинии» и аэропортом «Кольцово» перешел в плоскость публичной конфронтации руководителей. Главным поводом для разногласий стали цены на билеты авиакомпании на самом оживленном направлении - Екатеринбург-Москва. В адрес базового перевозчика Свердловской области не раз звучали упреки в искусственном завышении цен на авиаперелеты.
Учитывая высокую деловую активность региона и тот факт, что основной контингент пассажиров на этом направлении, как правило, состоятельные бизнесмены, «Уральские авиалинии», по мнению оппонентов компании, пользуются ситуацией, чтобы искусственно удерживать стоимость билетов на довольно высоком уровне. В свою очередь, директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов недвусмысленно дал понять, что причина такого ценообразования, причем не только на московском направлении, это запредельные цены на горючее, которое продает аэропорт. По словам Скуратова, топливная составляющая достигает 50% от стоимости билетов. В ответ генеральный директор «Кольцово» Михаил Максимов весьма своеобразно парировал эти упреки: «Мы действительно делаем определенную наценку на продаваемое топливо, но она не так значительна, как считает господин Скуратов... Сейчас мы занимаемся реконструкцией аэропорта, вкладываем средства в его развитие и нам, естественно, требуется как-то компенсировать эти затраты - в том числе и за счет продажи керосина».
По мнению экспертов «Урал паблисити монитор», подобные публичные высказывания с упоминанием темы реконструкции аэропорта в данном контексте из уст руководителя «Кольцово» звучат неубедительно. Сам Максимов не раз публично признавал тот факт, что именно «Уральские авиалинии» стали основными соинвесторами проекта по модернизации аэропорта: в частности, строительства международного терминала. Оправдывая высокую цену топлива необходимостью окупаемости инвестиционных вложений в развитие аэропорта, директор Кольцово ставит под сомнение эффективность проводимой владельцами аэропорта финансовой политики, что явно не добавляет позитива имиджу предприятия.
Следует напомнить, что конфликт местных перевозчиков с аффилированной структурой империи Виктора Вексельберга, коей является аэропорт «Кольцово», стал наглядной иллюстрацией к событиям конца прошлого года. Тогда группа депутатов Государственной думы вышла с инициативой к российскому правительству урегулировать процесс реализации керосина для авиаперевозчиков. Депутаты по сей день уверены, что существует определенный сговор между местными властями и продавцами топлива. Последние выступают в роли монополистов, диктующих свои цены на авиационное горючее. В этой связи госдепы предложили кабмину навести порядок в данном сегменте реализации топлива.
Между тем, как сообщил редакции «Урал паблисити монитор» Александр Фетисов, руководитель отдела по ограничению монополистской деятельности УФАС Свердловской области до сих пор аэропорт не попадал в сферу интересов антимонополистов в отношении цен на горючее, для подобного разбирательство нужны серьезные основания, и, как минимум, официальное обращение пострадавших. «На данный момент никаких жалоб на действия «Кольцово» в нашем отделе нет, правда, летом прошлого года мы проводили добровольное разбирательство по фактам нарушения антимонопольного законодательства по линии службы аэронавигации аэропорта, но так как нарушение было устранено, разбирательство было прекращено», - сообщил он. При этом, как отметил Фетисов, «Кольцово» является субъектом, деятельность которого подлежит государственному регулированию, но однозначно сказать, что претензии депутатов Госдумы имеют отношение к нашему региону, безусловно, нельзя.
Между тем, логику высокой стоимости топлива, как главной определяющей стоимость тарифов на авиаперевозки, подвергает сомнению Геннадий Тверитинов, заместитель председателя Комитета по бюджету Свердловской Облдумы. «У господина Скуратова в "Уральских авиалиниях" цены на билеты самые высокие в Европе. Мне кажется, винить в этом только дороговизну авиатоплива было бы несправедливо. Есть масса других причин: стоимость стоянок в аэропорту, эксплуатационные расходы» - заявил депутат в интервью журналистам.
Тем не менее, представители различных авиакомпаний заявляют, что таких цен на топливо как в «Кольцово» нет даже в Европе, куда керосин, как известно, импортируется, в том числе и из России. По мнению экспертов нашего репутационного портала, политика руководства свердловского аэропорта, по сути, является продолжением общей бизнес-стратегии, проводимой изначально группой компаний «Ренова». Получив в свое время контроль над свердловским аэропортом при условии инвестиций его реконструкции, «Ренова» затянула модернизацию на несколько лет вместо обещанных полутора. Причем, анализируя причины долгостроя, специалисты строительного рынка не раз обращали внимание на весьма оригинальную схему, по которой реконструкция во многом шла за счет непосредственных доходов самого аэропорта и сторонних инвесторов, в частности, таких как «Уральские авиалинии». Иными словами, компания Виктора Вексельберга и сегодня продолжает получать прибыль, не только не вкладываясь в развитие самого аэропорта, но теперь уже и под предлогом окупаемости якобы вложенных средств.
В результате получается парадоксальная ситуация: те же «Уральские авиалинии», по существу сегодня уже во второй раз питают бизнес «Реновы». Частично профинансировав в свое время модернизацию Кольцова, сейчас они «помогают» аэропорту «окупать» расходы на строительство международного терминала, покупая керосин по завышенной цене. Учитывая, что топливная составляющая наполовину формирует цену перелета, можно только представить объем доходов господина Вексельберга. В этой связи публичные заявления его топ-менеджера Михаила Максимова в отношении ценовой политики своей и авиаперевозчика представляются как минимум - непоследовательными, а как максимум - циничными.
|