Ирина Лутфиева , Урал паблисити монитор
Безусловно, уходящий политический сезон можно считать звездным для Эдуарда Росселя. Всю первую половину 2005 года медиасообщество посвятило дебатам на тему «Кто станет преемником Росселя?» Наперебой журналисты, политики, чиновники, бизнесмены и наиболее политизированные граждане гадали, кого вынужден будет назначить себе в преемники немолодой уже губернатор, который к тому же никак не желает идти на поклон в Кремль. Список имен оказался весьма обширным, в него вошли премьер Воробьев, вице-премьеры Ковалева и Молчанов, некоторые наиболее активные госдепы... Тем не менее, свердловский губернатор в очередной раз продемонстрировал, что с политических счетов скидывать его еще слишком рано. Он преподнес сюрприз всем своим оппонентам: преемников не обозначил, а стал им сам.
Абсолютно все опрошенные редакцией нашего репутационного портала эксперты единодушны в том, что главным политическим событием уходящего года стало переназначение Росселя на посту губернатора. По сути именно оно стало ключевым в развитии политической конъюнктуры региона в целом. Тема переназначения весь год провоцировала огромную волну слухов сплетен и домыслов. Сначала эксперты строили версии, каким образом поведет себя губернатор, решится ли обратиться к президенту с вопросом о доверии или нет. Кстати вариант, когда губернатор мог досидеть свой срок в роли избранного всенародно, был для многих одним из самых очевидных. Впрочем, возможно пойти на шаг о досрочном переназначении Росселя подтолкнули договоренности с крупными финансово-промышленными группами, которые заинтересованы в продолжении существующей политики в регионе. С другой стороны, шаг в сторону Москвы был сделан в точности в соответствие с кремлевским политическим раскладом. Россель, безусловно, ждал удобного момента, чтобы обратиться к Путину с просьбой о переназначении. Подтверждением того, что интуиция его не подвела, и выжидательная тактика администрацией губернатора была избрана правильно, служит тот факт, что президент не только внес кандидатуру Росселя в областное Законодательное Собрание, но и перед этим включил среднеуральского губернатора в состав официальной делегации в Нидерланды. Сложно вспомнить, кого из региональных лидеров аналогичным образом глава России лично «пиарил» перед аудиторией зарубежных бизнесменов.
Публичная же позиция самого Росселя перед переназначением была весьма сдержанной, если не сказать отстраненной, губернатор поставил тем самым себя «над схваткой». Продемонстрированный им опыт показал, что такая тактика оказывается весьма эффективной, если общественный деятель позиционирует себя как политического тяжеловеса. Это тем более показательно, если проанализировать динамику pr-активности Росселя в 2004 году и показатели за 2005 год. По данным службы мониторинга «Урал паблисити монитор», оставаясь лидером информационного влияния, с 4 тысяч упоминаний в уральских СМИ в прошлом году, губернатор увеличил статистику этого года до 36 тысяч. Эти данные, не только свидетельствуют о бесспорной значимости и авторитете персоны Росселя в регионе, но и подтверждают высокий профессионализим команды губернатора, которая заранее готовила благодатную информационную почву для переназначения, тем самым, создавая в глазах не только местной общественности, но и федерального центра необходимый положительный информационный ореол. По формальным признакам с этой задачей аппарат губернатора справился. Косвенное подтверждение этого кроется в том, что сама тема с переназначением Росселя в рейтинге тем истекшего года заняла лишь 56 место.
Вместе с этим в победный перечень губернаторской команды эксперты склонны включить и пункт о единодушном утверждении кандидатуры Росселя областным законодательным собранием. Вероятно, этой важной с точки зрения укрепления репутации процедуре предшествовала череда переговоров и подготовительных мероприятий с депутатами обеих палат, итогом которых и стало единогласное одобрение Росселя на очередной срок. Впрочем, даже на этот «медицинский факт» скептики заявляют, что утверждение кандидатуры Росселя это не утверждение именно его персоны, а лишь поддержка решения президента. Если бы Путин предложил другую кандидатуру - результат голосования был бы таким же.
Не меньше интерпретаций вызвал публичный мир с заклятым оппонентом губернатора Аркадием Чернецким. Вероятно, именно губернатор как локомотив подтянул за собой и в несколько раз увеличил упоминаемость мэра Екатеринбурга в областных СМИ в итоговой статистике за 2005 год. Рейтинг упоминаемости главы уральской столицы после примирения с областной властью действительно поднялся и с четвертой позиции переместился на почетное второе место, опередив тем самым даже президента страны. По сути главными ньюсмейкерами года для Свердловской области стали губернатор и мэр. Впрочем, лавры этого объединительного политического курса все же отдают Росселю и его команде. Что многие аналитики склонны называть стратегической победой именно губернатора, а не мэра: по сути, воцарившийся в регионе мир между всеми ветвями власти стал главной и самой важной репутационной победой Росселя в истекшем году. Как правило, люди преклонного возраста с мощным политическим прошлым, с не менее мощными политическими амбициями никогда не отказываются от своей годами практикуемой позиции в отношении стратегических оппонентов. Свердловский губернатор же продемонстрировал не только редкую политическую гибкость, но и незаурядную дальновидность в выстраивании эффективной управленческой вертикали. В условиях, когда контроль центра за всеми ветвями власти ужесточается, лишние политические трения только помешали бы созданию позитивного паблисити региона в целом.
Однако, некоторая часть журналистского и политического сообщества наверняка данной мирной тенденцией не удовлетворена. Ведь именно политическая полемика губернатора и мэра, как правило, давала массу возможностей для ярких цитат и поводов для разоблачительных материалов, которые, так или иначе, способствовали рейтинговому росту отдельных СМИ. Пока же это ниша пустует, хотя отдельные политики уже пытаются ее занять. Им, впрочем, не хватает веса и убедительности. Не стоит, однако забывать, что отсутствие некоторой оппозиционности между властями не есть «хорошо». Ведь именно политическая конкуренция дает дополнительный импульс и является внешним стимулом для развития, как в политической, так и экономической сфере. Теперь областной власти придется вариться в собственном соку. Ярких указаний на промахи уже не будет. И эту непростую задачу по работе над возможными ошибками губернатору придется решать самому.
|