Никита Гордеев, Урал паблисити монитор
С тех пор как УГМК-холдинг отказался от публичных политических амбиций, направление его pr-деятельности идет в едином ключе формирования имиджа успешного, социально-ответственного бизнеса, во всем лояльного власти. Роль генерального директора холдинга Андрея Козицына выстраивается в полном соответствии с этими установками и надо отдать должное, эта работа приносит вполне ощутимые дивиденды. Судя по рейтингам «Урал паблисити монитор» по упоминаемости персон бизнеса в СМИ, Козицын в течение всего года занимал прочные позиции в двадцатке самых популярных персон столицы УрФО, а по количеству позитивных сообщений он лидирует среди представителей бизнес-элиты региона. При этом создается впечатление, что в материалах прессы, где фигурирует сам гендиректор, намеренно культивируется образ в стиле сказов Бажова: эдакий немногословный и справедливый «Хозяин медной горы», который использует свои практически неограниченные возможности на благо родной земли и самоцветами рассыпает перед простым народом добрые дела.
Имеющиеся в распоряжении УГМК медиа-ресурсы позволяют финансово-промышленной группе регулярно и в полном объеме доносить этот главный имиджевый посыл до максимального количества аудитории: «Карманные» СМИ активно освещают все социальные инициативы руководства (даже если они представляют интерес исключительно внутрикорпоративный), а также участие Андрея Козицына в мероприятиях, направленных на развитие потенциала холдинга и территории, на которой он действует. Механизм генерирования и реализации положительных информ-поводов отлажен и работает, как часы. Типичным образцом пиара от УГМК служит, например, информационное сопровождение выступления Козицына на международной конференции «Инвестиционный климат в российских регионах, роль корпоративного управления в развитии бизнеса». Тщательно тиражируется каждое доброе слово представителей власти и некоммерческих организаций в адрес холдинга и его руководства, тем более, что высокие гости, побывавшие с экскурсией по образцово-показательным предприятиям холдинга, как правило, не скупятся на похвалу. Достаточно вспомнить председателя РСПП Аркадия Вольского с его словами «Снимаю шляпу перед УГМК». Однако, именно в этом откровенно позитивном позиционировании таится скрытая угроза.
В последнее время руководство УГМК-холдинга намеренно избегает активных прямых контактов с медиасообществом. Еще несколько лет назад Андрей Козицын демонстрировал демократичность и открытость во взаимоотношениях с прессой, его пресс-служба регулярно созывала пресс-конференции, давая возможность журналистам, что называется, получать информацию из первых уст. Сейчас интерактивные pr-методики работы руководство УГМК почти не использует, ограничиваясь согласованными контактами с кругом лояльных СМИ.
Недостаток объективной информации приводит к тому, что любые сообщения о холдинге и его руководстве без четко позитивной направленности воспринимаются с энтузиазмом, даже если они носят откровенно сенсационный и заказной характер. Задачу слухмейкерам упрощает и то обстоятельство, что при масштабной информационной политике холдинга он, по своей сути, является одной из самых закрытых бизнес-структур региона, поскольку все сообщения об УГМК тщательно фильтруются и проходят своеобразную «санобработку». Присутствие в СМИ Андрея Козицына четко дозируется и проходит только в русле социального ответственного бизнеса. Материалы прессы идут в стандартном формате и по единой схеме. В результате вся эта масштабная pr-деятельность вызывает прямые ассоциации с пропагандой советских времен - выверенные в соответствии с партийной линией, однообразные, изобилующие штампами передовицы газеты «Правда» за редким исключением не вызывали особого воодушевления у советских граждан. Сила такого воздействия постепенно сходила на нет именно из-за прямолинейности идеологии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что УГМК и персонально Андрей Козицын являются одной из излюбленных мишеней слухмейкеров, а запуск дезинформации, которая хотя бы в малейшей степени может претендовать на достоверность, не вызывает отторжения у аудитории.
В результате в противовес старательно выстраиваемому имиджу уральского бизнесмена-патриота Андрея Козицына слухмейкеры говорят о его грядущем переезде в Москву. Декларируемый УГМК корпоративный дух подрывают слухи о внутренних конфликтах руководящего состава. Значение концепции социального партнерства снижают постоянные сопоставления Козицына со скандально известными олигархами. Именно поэтомы эффективность pr-сопровождения деятельности медного холдинга и его главы остается часто абсолютно неадекватной затрачиваемым материальным ресурсам.
Между тем, сам по себе публично продвигаемый образ Козицына, который эксперты нашего репутационного портала условно обозначили как «Хозяин медной горы» - достаточно удачная pr-находка: он многофункционален, патриотичен, идеально соответствует уральскому менталитету. Как известно, Бажов избегал категоричности, все его герои, даже фантастические, неидеальны, наделены настоящим человеческим характером, имеют свои недостатки и поэтому вызывают живой отклик у читателей. «Хозяин медной горы» также приобрел бы большую убедительность, если бы отошел от своего слишком далекого от реальной жизни имиджа.
|