Версия UP monitor от 19.12.2005 Деловой квартал, Передела рынка не призошло.
Старков Михаил Передела рынка не произошло. В ожидании иностранных торговых сетей ритейлеры Екатеринбурга "наращивают мускулы". Одни - чтобы стать конкурентоспособными, другие - чтобы с выгодой продать бизнес, когда наступит подходящий момент. В обоих случаях количество магазинов в сети увеличивается высокими темпами. Возможности для экстенсивного роста пока не исчерпаны, но еще год-два, и у основных игроков останется единственный путь - поглощать друг друга. Эксперты
Валерий Бубнов, генеральный директор "Компании "Юнилэнд-Екатеринбург"
Артур Длубак, вице-президент по продажам "Юнилэнд"
Роман Заболотнов, генеральный директор сети "Монетка"
Игорь Ковпак, президент компании "Супермаркет "Кировский"
Александр Райсих, генеральный директор сети "Звездный"
Олег Хабибуллин, генеральный директор торговой сети "Купец".
В какие регионы идет "Кировский"
Какие проекты развивает "Купец"
Почему "Монетка" увеличивает сеть форсированными темпами
Станут ли "Мегамарты" федеральной сетью
Есть ли у "Звездного" планы на область
Ритейлеры называют 2005 г. переходным. Ранее Екатеринбург был практически закрыт для западных сетей, теперь же в городе работают мелкооптовый торговый центр "Метро кэш энд керри" (METRO) и магазин "Гроссмарт" (Rewe-Марта) в ТРЦ "Парк-Хаус". По мнению игроков, их появление не оказало заметного влияния на рынок с точки зрения оборотов, прибыли и конкуренции за покупателей, а только внесло лепту в повышение культуры шопинга. Первый звонок о приближающемся насыщении рынка прозвенит после открытия "Рамстора" и "Ашана". 2006-й будет для ритейлеров годом ожиданий. Пользуясь моментом, игроки устремились за пределы Екатеринбурга - город стал им тесен. Супермаркет "Кировский" планирует открывать магазины за рубежомДальше других в региональной экспансии собирается зайти "Супермаркет "Кировский", объявивший о намерении строить магазины на Украине (прежде всего, в Днепропетровске). Подробностей президент "Кировского" Игорь Ковпак не сообщает, ограничиваясь заверениями, что переговоры с партнерами продолжаются.О совместных планах торговой сети и компании "Марта" известно больше. Игорь Ковпак: "Мы ведем диалог с "Мартой", это правда. Есть намерение объединить усилия, создать ООО и общий бренд".По некоторым данным, представители "Марты" предложили Игорю Ковпаку продать бизнес немецкому партнеру компании, оставив в собственности магазины. Вероятно, речь идет о немецкой группе компаний Rewe, с которой в июле 2004 г. "Марта" создала совместное предприятие.
Известно, что Rewe, развивающая несколько направлений - супермаркеты и крупные потребительские магазины (Dilla, miniMAL, Toom), дисконтные магазины (Penny) и супермаркеты Cash & Carry (Fergo/Selgros), - проявляет интерес к Уральскому региону и могла бы втиснуть некоторые их своих форматов в существующие помещения. Часть игроков считает такой исход событий возможным. Роман Заболотнов, генеральный директор торговой сети "Монетка": "Компании Rewe "Супермаркет "Кировский" интересен - эта торговая сеть покрывает достаточно большую территорию с платежеспособным спросом. Для немцев не составит труда ввести в "Кировский" формат дискаунтера или мини-маркета. С их технологиями и финансами можно сделать серьезный проект. Допускаю, что эта тема может оказаться привлекательной и для Игоря Ковпака". Другие полагают, что вероятность сделки невелика. Валерий Бубнов, генеральный директор "Компании "Юнилэнд-Екатеринбург": "Я не верю, что Rewe захочет купить всю сеть "Кировский". Покупателей могут заинтересовать отдельные магазины с большим оборотом, но такой вариант невыгоден собственнику. И расставаться с бизнесом Игорь Ковпак, похоже, не собирается". Однако сам г-н Ковпак такой возможности не исключает: "Пока в мои планы входит дальнейшее развитие "Кировского" собственными силами, но зарекаться я не буду, потому что живу по принципу: "Никогда не говори "никогда".
В зависимости от площади (от 500 до 3 тыс. кв.м) "Кировский" делит свои магазины на три категории, делая ставку на торговые залы 1-2 тыс. кв.м. В начале декабря 2005 г. сеть включала 74 магазина в Екатеринбурге и областных городах. По собственным прогнозам сети, в 2005 г. оборот "Супермаркета "Кировский" составит $250 млн - на 64% больше, чем в 2004 г. Игорь Ковпак: "Эту цифру я считаю так. Беру выручку сети за любой непраздничный день, умножаю на 30 дней (короткий месяц) и на 12 месяцев в году. Если принять за точку отсчета 26 ноября 2005 г., когда оборот сети составил 21,37 млн руб., получим 7,693 млрд руб. или примерно $250 млн". Расширять сеть Игорь Ковпак намерен в основном за счет районных центров. За пределами Свердловской области он предполагает осваивать Пермь, Курган и Тюмень.
"Купец" занялся диверсификациейПоследние два года торговая сеть "Купец" планомерно наращивала количество торговых точек - в основном за счет покупки магазинов на вторичном рынке. За 2005 г. компания увеличила число магазинов с 32 до 42. Из десяти новых точек девять (шесть - в Екатеринбурге и три - в городах области) "Купец" приобрел у Екатеринбургского комбината - в них размещались магазины ЕМКА. Благодаря новым приобретениям, а также пуску второй очереди "Купца" на 8 Марта, товарооборот сети в 2005 г. увеличился на 65-70% (в 2004 г., по оценкам игроков, он составлял 140 млн руб.) В мае 2006 г. истекает срок договора на аренду восьми продовольственных магазинов сети "Атлант", которые "Купец" выделил в отдельный блок "Купец-эконом".
По словам генерального директора сети Олега Хабибуллина, сокращение выручки компания будет компенсировать за счет дальнейшего расширения торговых площадей и увеличения оборота с квадратного метра."Купец" остается единственной торговой сетью, руководство которой официально не объявило о намерениях осваивать города Свердловской области или разворачивать экспансию в других регионах. Однако, по некоторым данным, компания проявляет интерес к коммерческой недвижимости в Тюмени и ближайших к Екатеринбургу районных центрах. ,br>
Наблюдатели полагают, что владельцы "Купца" удачно диверсифицируют бизнес, развивая сеть магазинов "Хозтовары", сеть заведений общественного питания "Пир" и салонов фотоуслуг.
"Монетка" намерена удвоить торговый оборот "Монетка" начала экспансию за пределы Свердловской области в декабре 2004 г., когда в сети было 17 магазинов двух форматов - "мягкий дискаунтер" (торговая площадь от 400 кв. м) и "супер" (торговая площадь от 1500 кв. м). Совокупный оборот компании к концу года составлял около $95 млн. За 2005 г. число магазинов выросло до 41 (к концу года откроется еще три), а оборот увеличился вдвое. Среди новых магазинов - две "Монетки-супер" (одна - в Каменске-Уральском, другая - в Уфе), которые вносят основной вклад в увеличение продаж, остальные - дискаунтеры. В 2006 г. руководство "Монетки" планирует открыть еще 40-45 магазинов в Екатеринбурге, Тюмени, Уфе и Челябинске. Дальше география будет расширяться за счет Кургана и Перми. До конца 2006 г. еще одна "Монетка-супер" появится и в Екатеринбурге - она станет якорем в ТЦ "Мегаполис" (район Южного автовокзала).Форсированный темп развития, которого сеть не знала со дня основания, генеральный директор сети Роман Заболотнов объясняет стремлением как можно быстрее выйти на качественно новый уровень: "В ближайшие два-три года ключевым моментом будет объем продаж, позволяющий договариваться с производителем об адекватных условиях поставки.
Сетям второго эшелона, которые не сумеют набрать критическую массу, придется тяжело. Выиграют только те, кто сумеет внедрить автоматизацию "от и до", сделает суперлогистику, научится оптимизировать издержки и работать с товарами privat label . Сегодня около 70 наименований продукции privat label занимают в обороте "Монетки" 3%, в 2006 г. количество таких товаров планируют довести до 200-250 позиций (доля в обороте - 7-10%)."Компания "Юнилэнд-Екатеринбург" сделает мелкооптовый "Мегамарт" розничнымПолитика оптимизации продаж, заявленная руководством "Юнилэнд-Екатеринбург", подразумевает развитие новых форматов и настройку уже работающих. До 2005 г. компания делала ставку на мелкооптовые магазины кэш-энд-керри "Мегамарт", работающие в Екатеринбурге и Свердловской области.
В ноябре 2005 г., с появлением первого магазина в Тюмени, "Мегамартов" стало пять: еще три - в Екатеринбурге и один - в Нижнем Тагиле. По словам Валерия Бубнова, к концу 2006 г. их число увеличится до десяти за счет Тюмени, Нижнего Тагила, Челябинска и одного из свердловских городов (Первоуральска или Каменска-Уральского).С ростом новых объектов руководство компании пересмотрело и концепцию формата. В 2006 г. "Мегамарт", представляющий сегодня нечто среднее между кэш-энд-керри и розничным магазином, должен превратиться в супермаркет, который будет предлагать товар по ценам кэш-энд-керри. В каждом заведении появится собственное производство хлеба и мясных полуфабрикатов.В первую очередь изменения коснутся строящихся магазинов. Окончательный переход к рознице подразумевает внедрение новых стандартов обслуживания покупателей.
Параллельно с "Мегамартами" "Юнилэнд-Екатеринбург" намерен развивать в городах формат дискаунтера "Дикси". Как полагает руководство, это позволит получить некий синергетический эффект, поскольку "Дикси" и "Мегамарт", совпадающие по товарной матрице на 80%, рассчитаны на покупателей с разными кошельками. Следом за Челябинском магазины "Дикси" должны появиться в Екатеринбурге и Тюмени. Одна из масштабных задач, которую предстоит решить специалистам "Юнилэнд-Екатеринбург" в связи с расширением сети дискаунтеров, - выпуск продукции privat label. В классических дискаунтерах доля товаров под маркой торговой сети может доходить до 90%. По словам вице-президента по продажам "Юнилэнд" Артура Длубака, быстрому переходу на privat label мешает то обстоятельство, что российские производители продуктов питания пока не могут гарантировать стабильное качество, а рисковать добрым именем компания не собирается.За 2005 г. оборот "Мегамартов" увеличился почти в два раза - с $49 млн до $75 млн, оборот "Дикси" - с $48 млн до $62 млн.
Дальнейшие планы "Юнилэнд-Екатеринбург" не менее масштабны. К концу 2006 г. сеть "Дикси" в Челябинске и Челябинской области должна увеличиться вдвое - до 50 магазинов, а "Мегамарты" в перспективе превратятся в национальную сеть. Валерий Бубнов: "Мы намерены двигаться на восток: Омск, Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск. Мы приняли принципиальное решение - все "Мегамарты" будут построены по новым проектам, позволяющим разместить внутри помещений современную торговую инфраструктуру". Вне Екатеринбурга "Звездный" будет развивать единичные проектыВ 2004 г. торговая сеть "Звездный", открывавшая прежде по одному магазину в год, приобрела у компании "Олипс" два универсама - "Заречный" и "Белореченский" и достроила торговый центр на Донбасской, увеличив свои торговые площади в 2,5 раза, а оборот - вдвое.
По мнению генерального директора "Звездного" Александра Райсиха, реальную отдачу эти приобретения стали давать в 2005 г. В начале года руководство компании объявило, что выход за пределы Екатеринбурга в краткосрочных планах не значится. Однако уже в августе "Звездный" открыл магазины в Березовском и Нижнем Тагиле, вступив при этом в конкуренцию с екатеринбургскими ритейлерами, которые появились в области раньше. Еще один объект компания - уже в Екатеринбурге - взяла в аренду. За 2005 г. число магазинов увеличилось с шести до девяти, а товарооборот вырос на 56-58% (в 2004 г. он составлял около $30 млн).В Екатеринбурге "Звездный" развивает формат универсама с торговой площадью около 1 тыс. кв. м. Александр Райсих: "Мы занимаем нишу добротного супермаркета чуть выше среднего уровня. Наши покупатели избирательны.
В городах области воспроизводить этот формат достаточно сложно, но, не попробовав на практике, бесполезно рассуждать о применимости или неприменимости наработанного опыта. Магазин в Березовском полностью оправдывает ожидания. Универсам в Нижнем Тагиле по ассортименту и клиентуре очень похож на "Звездный" в Екатеринбурге. Пока дела там идут неплохо". В 2006 г. "Звездный" собирается продолжить освоение крупных городов области, однако Александр Райсих подчеркивает, что это будут единичные проекты. В Екатеринбурге планы "Звездного" связаны со строительством торгово-офисного центра в районе Северного автовокзала, где компания купит торговые площади и откроет магазин, сопоставимый по масштабу с "Купцом" на 8 Марта и "Монеткой" в ТРЦ "Екатерининский".
|