Переделы собственности фабрик, заводов, шахт, пароходов хорошо известны свердловчанам по ярким эпизодам новейшей горноуральской истории. А вот «пилеж» учреждений культуры для Урала в диковинку. Хотя зрелище это и не менее увлекательное. Ведь, к примеру, за фасадом скромного маленького театра могут скрываться вполне круглые суммы, которые ежемесячно проходят через кассу. Или, как очень часто бывает, идут «черным налом».
Театр «Волхонка», находящийся в центре Екатеринбурга на улице Малышева, знаком многим жителям города. Старейший частный театр столицы Урала, он был основан режиссером и актером Владимиром Валлом еще в годы перестройки, в 1986 году. Но полтора года назад директор театра был убит, а его детище осталось без присмотра.
По информации источников «Урал Паблисити Монитор» в культурных кругах, на тот момент управление театром осуществлялось советом учредителей: 60% имущества принадлежало покойному Валлу, 20% - главному бухгалтеру театра Галине Посаженниковой, еще 20% - коммерческой фирме «Вира». А после смерти Валла, главный бухгалтер Посаженникова переквалифицировалась в директоры. По устной договоренности, до той поры, пока наследники убитого, жена и двое детей, не вступят в права наследства. По закону это должно было произойти через 8 месяцев. Однако время шло, и Галина Дмитриевна управляла театром полтора года, вплоть до сегодняшнего дня. По слухам, театр зарабатывал вполне приличные деньги - и зарплата у актеров была выше, чем в других храмах Мельпомены, где актеры перебиваются с хлеба на воду.
Примечательно, что все это время театральный центр «Волхонка» позиционировался как маленький, еле сводящий концы с концами театр, мужественно борящийся за свое существование. Однако, это не совсем так. В последнее время, под руководством Галины Посаженниковой, «Волхонка» зарекомендовала себя как удачный коммерческий проект.
Деятели театра знают: если у храма Мельпомены проблемы с посещаемостью, если не «отбивается касса» - выход прост. Нужно срочно ставить детскую сказку. И искать деньги в карманах маленьких зрителей. В работе с молодым поколением «Волхонка» преуспела. Так, умелая дружба практически со всеми учебными заведениями района обеспечивала театру хорошую заполняемость зала. Последний проект театра в этой области нельзя вспоминать без улыбки: благодаря связям Галины Дмитриевны, театр вышел на госпожнадзор Ленинского района и…предложил поставить детский спектакль, посвященный основам противопожарной безопасности. Естественно, спонсором постановки выступила вышеупомянутая государственная структура. Так, «Волхонка» осталась в выигрыше дважды: практически не потратила ни копейки на постановку спектакля (кстати, хорошего) и получила гарантированного зрителя. Так как школам, со стороны соответствующих органов, было «рекомендовано» сводить своих учеников на актуальный противопожарный спектакль.
По слухам, от такой дружбы все были довольны: театр, которому окрестные школы, оптом и в розницу исправно поставляли маленьких зрителей, ряд учителей начальных классов, получавших к своей скромной зарплате 15% как распространители билетов, ведомственные структуры, отчитавшиеся в реализации уникального пиар-проекта.
Ворошим мы это белье для того, чтобы объяснить, почему сейчас вокруг театра разыгрались такие страсти - охота за театральной кассой стоит выделки.
После смерти Владимира Валла, бывшего единовластным хозяином театра, у некоторых актеров, по слухам, возникло желание участвовать в театральном процессе на равных. То есть, иметь право на часть прибыли. Для этого, из общества с ограниченной общественностью «Волхонка» со временем должна была превратиться в некоммерческое партнерство.
Надо заметить, что на первых порах семья Валла практически не предпринимала никаких действий, чтобы вступить в права наследования. (Теоретически, в «Волхонке» заинтересован только сын Валла, студент 2 курса театрального института, однако, молодой человек в силу своего возраста, еще не опытен в разрешении подобных конфликтов).
Так или иначе, переговоры актеров театра с наследниками Владимира Романовича, увенчались успехом. В результате, по словам наших источников в актерском коллективе, было образовано новое ООО и избран директор. Однако занять пост ему не удалось: на пути встала Галина Дмитриевна, плотно занявшая директорское место. Перманентный конфликт длится еще с лета прошлого года. За это время, наследники Валла получили положительное судебное решение о вступлении ими в права наследования. А Посаженникова подала встречный иск о том, что подверглась избиению со стороны наследников. Причем, как козырь в этой игре обе стороны использовали доброе имя Владимира Валла: вкрадчивая Галина Дмитриевна втихую решила передать все имущество «Волхонки» некоммерческому партнерству, названому по фамилии покойного директора, а актеры, под предводительством одного из неофициальных лидеров театра Еленой Шаховой, подняли на знамена права наследников. В общем, история становилась все нелицеприятнее.
А на днях, в конфликт оказались вовлечены зрители: часть труппы решила фактически подставить неугодного директора. Актеры объявили забастовку. Но не в летние месяцы, когда в театрах царит затишье, а в самую горячую пору - канун новогодних праздников. Расчет оказался прост: на все детские спектакли декабря билеты были проданы подчистую, а их срыв приводит к материальной ответственности директора Посаженниковой перед возмущенным зрителем. По нашей информации, речь идет о сумме в несколько сотен тысяч рублей.
Но в пылу битвы, стороны забыли, что зритель - он всегда прав. Ему ведь не объяснишь что в театре (читай: коммерческом предприятии) происходит творческий конфликт (читай: передел собственности). И он просто понесет свои деньги в другую театральную кассу.
PS. Точку в конфликте может легко поставить Министерство Культуры Свердловской области. Именно от него зависит, с какой из юридических структур, претендующей на «Волхонку», продлят договор аренды помещения театра на улице Малышева. Кстати, по слухам, это уже сделано. Договор заключен с ООО «Волхонка», представляющего интересы наследников Владимира Валла.
Федор КОНЕВ-ТРОЯНСКИЙ
|