По информации «Урал Паблисити Монитор», уже в начале осени этого года «пивные» гиганты - западные производители "премиума" начнут экспансию в Екатеринбург. Местные "монстры" - "Патра" и "Исетский пивзавод" уже сейчас понимают, что соревноваться у них нет сил. В последние дни все чаще стала обсуждаться информация о скором банкротстве обоих предприятий.
Сейчас в Екатеринбурге работает единственный ресторан-пивоварня класса «Премиум». Менеджеры компании к концу года планируют увеличить объем продаж пива в уральском регионе в шесть раз. К сегментам "премиум" и выше (ультра премиум, экстра, элит - выпускаемые по лицензиям таких производителей как "Гинесс", "Хенеси») относятся лицензионные и импортные сорта пива, а также отечественное пиво, соответствующее (или приближенное) к западным стандартам качества (российский ГОСТ в этом плане, равно как и в целом в отношении спиртных напитков - весьма не показателен) или имеют свои ярко выраженные вкусовые особенности, востребованные потребителем (например, японское пиво "асаши").
По данным аналитического агентства «Standart & Poor», пиво "премиум" стоит в среднем от 18 до 28 рублей за бутылку в рознице, в ресторанной сфере - от 100 до 200 рублей за литр, продается в стеклянной, реже алюминиевой таре и никогда в ПЭТ-таре (пластиковых бутылках). Если в 2000 году доля "премиального" пива составила 17,1 процента от общего потребления пенного напитка, то в 2003 году уже 25,4 процента. К тому же уже в 2005-м продажа пива на российском рынке составит 40 процентов от всего объема продаж алкогольной продукции, тогда как продажа водки будет колебаться на уровне 34 процентов.
Между тем, как стало известно «Урал Паблисити Монитор» из источников в «пивной» среде, информация о банкротстве старейшего на Урале ОАО "Исетский пивобезалкогольный завод", который специализируется на пиве по демократическим ценам (в среднем 15 рублей за бутылку), в руководстве компании в последние дни стала обсуждаться все чаще. Напомним, первые сведения о том, что «Исетский пивзавод» сокращает производство, а то и вовсе находится на грани банкротства, появились еще приблизительно месяц назад. В настоящее время, по информации нашего агентства, производство слабоалкогольных напитков на предприятии фактически сокращается. Согласно экономическим показателям, завод работает в убыток с 2001 года. Поскольку придумать способ сделать предприятие рентабельным пока не удалось, руководство "Исетского пивзавода" приняло решение частично ликвидировать имущественный комплекс.
Так в апреле 2004 года прекратил свое существование большой филиал пивзавода в
Асбесте. Согласно неофициальной информации, сейчас обсуждаются
планы по перепрофилированию всего предприятия на безалкогольные напитки. В
свою очередь генеральный директор "Исетского пивобезалкогольного завода"
Сергей Сарапийчук категорически опроверг корреспонденту «Урал Паблисити Монитор» сообщения о том, что на предприятии начался экономический кризис. Он возлагает большие надежды на наступившее лето - когда продажа пива и безалкогольных напитков
увеличивается в несколько раз.
По информации Сарапийчука, чтобы привлечь клиентов, "Исетский пивзавод" в ближайшее время запускает в производство несколько новых продуктов, в том числе слабоалкогольное пиво "Девяточка", нефильтрованное пиво в стеклянной таре и несколько новых видов газированной воды.
Однако, по данным специалистов на рынке оптовой продажи пива (ООО "Кредос", ТД «Марко Поло»), продукт Исетского завода последнее время не пользуется
спросом. Доля его продажи составляет около одного процента, да и торговать
им ввиду малых доходов не слишком выгодно.
Похожая ситуация складывается в отношении другого екатеринбургского производителя пива - "Патры". Доля производства "Патры" составляет один процент от
производства всего российского пива. Завод пока не собирается сворачивать
выпуск алкоголя, но "Патра" испытывает серьезную конкуренцию со стороны
других марок.
- "Патра" не собиралась и не собирается прекращать производство, - заявил
нашему корреспонденту пресс-секретарь пивзавода Сергей Салыгин. - Что
касается сортов "премиум", то в процентном отношении они действительно
растут, что свидетельствует о росте уровня жизни населения. Но в абсолютных
цифрах (литрах) - это мелочь по сравнению с объемами производства дешевого
и среднеценового пива.
Между тем, по данным источников нашего агентства, этой осенью количество частных пивоварен в области увеличится в связи с приходом нескольких известных американских марок. Тут уже начнется настоящая война за аудиторию "премиум". По нашим сведениям, баталии развернуться в двух направлениях - в сфере ресторанного бизнеса и в сфере розничных продаж. Менеджеры компаний-захватчиков считают, что Урал сейчас занимает 3-е место в стране по объему пивного рынка.
Будет открывать пивоварню в столице Урала известная питерская компания-производитель пива. Но, как заявляют ее менеджеры, компания не станет переходить на систему «премиум» и дальше продолжит производить дешевое пиво. В нашем регионе пивовары собираются начать агрессивную рекламную компанию. В итоге местным заводам, если они не предпримут срочно каких-нибудь экстренных маркетинговых приемов, останется лишь довольствоваться ролью сторонних и молчаливых наблюдателей.
В администрации города по поводу того, что «Патре и «Исетскому пивзаводу» перекрывают кислород, пока не беспокоятся. Председатель комитета по товарному рынку при администрации Екатеринбурга Елена Чернышева считает, что пока рано говорить о банкротстве «Исетского пивзавода» и тяжелом положении «Патры» в связи со скорым массовым переходом на класс «премиум».
Я не думаю, что сейчас на предприятиях сложилась какая-то сложная ситуация в связи с засильем пива класса «Премиум», - рассказала «Урал Паблисити Монитор» Елена Чернышева. - Что же касается скорого открытия питейных заведений «Балтики», «Миллера» и «Хольстен», то вот немецкая оптовая компания METRO тоже пять лет говорила об открытии своего представительства в Екатеринбурге. А огромный торговый павильон построит на Московском тракте только в первом квартале 2005 года. Так что, на мой взгляд, приход этих пивных компаний на Урал - пока только разговоры…
© Анастасия ЛАЧИНОВА
|