Истек год со дня начала эксперимента над российскими автолюбителями. Для страховых компаний настало время подсчитывать деньги. Очевидно, памятуя о судьбе нефтяных олигархов, перед обществом поспешил отчитаться Российский союз автостраховщиков (РСА). Тем более что ряд «народных избранников» уже сейчас копает ему яму.
На сегодняшний день страховая премия РСА, которая, по сути, приравнивается к прибыли, составила 39 млрд. рублей. По урегулированию страховых случаев компаниям союза пришлось выплатить всего 3,8 млрд. рублей, соответственно прибыль составила почти 1000% (!), и вполне могла вызвать приступ острой социальной справедливости у представителей властных структур.
Очевидно, во избежание фатальных последствий РСА и рассказал о тяжелой дальнейшей судьбе страхового бизнеса в России екатеринбуржским журналистам, специально собрав их на семинар по первым итогам и перспективам деятельности федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО).
По словам заместителя председателя правления РСА Глеба Лигачева, прибыль, полученная компаниями вовсе не велика, и очень потребуется страховщикам в дальнейшем, когда через 2-3 года отрасль станет убыточной, поскольку именно на эти сроки выпадает пик выплат по ОСАГО. Вывести страховой бизнес на «нулевой» уровень удастся, по его словам, примерно лет через десять. В своих словах Лигачев опирался на мнение «ведущих зарубежных страховых компаний».
Есть и еще один фактор, усугубляющий положение в сфере «автогражданки» - плакались страховщики. Начальник отдела координации и анализа РСА Ольга Валуева рассказала, что если на западе в 60% всех страховых случаев имеет место быть не выявленное мошенничество со стороны авто владельца, то в России латентное мошенничество достигает аж 90%, что естественно отрицательно сказывается на доходах «бедных и несчастных» страховых компаний. По словам представителей РСА есть целые группы злоумышленников, наживающихся на доброте страховых организаций. Российский союз автостраховщиков только и делает, что борется с недобропорядочными автолюбителями, создавая единую информационную базу для всех компаний. Придумана уже целая хитроумная система. Если водитель разбился один раз, ему выплачивается страховка, однако при пролонгации договора ему по системе «бонус-манус» размер тарифов рассчитывается с коэффициентом 1.55 в течение трех лет. Если же автолюбитель удачно отъездил год, ему присваивается понижающий коэффициент тарифа 0.5. Таким образом, авто владельцы, замешанные в большом количестве ДТП, отслеживаются и искореняются.
После таких трогательных речей представителей РСА, журналисты, посетившие семинар, по идее должны посочувствовать организации и проникнуться к ней расположением. Понятно, что это расположение сегодня страховщикам нужно как никогда. Если сегодня они не перехватят повестку дня и не устроят себе положительный пиар, то тоже самое со знаком «минус» сделают их недоброжелатели. Известно, что только в Свердловской области таких людей предостаточно. Например, депутаты Областной думы намерены в ближайший месяц серьезно урезать аппетиты местных страховщиков. Как стало известно «Урал Паблисити Монитор», свердловские парламентарии на рабочих группах обсуждают перспективу обращения в Госдуму, в котором, в рамках законодательной инициативы, намерены добиваться льгот для пенсионеров и инвалидов, страхующихся в ОСАГО. Кроме понижения ставок депутаты предлагают ввести полугодичные и трехмесячные сроки страхования, чтобы пенсионеры могли пользоваться своим автотранспортом в дачный период.
Депутат Облдумы Геннадий Тверитинов сообщил «Урал Паблисити Монитор» следующее: «Автостраховщики напрасно уверяют, что бизнес автострахования не вынесет подобной нагрузки. Если по их словам автострахование убыточно, они вправе уйти из этого направления бизнеса. Даже если какая то компания разорится, ее место займет другая, таким образом, здоровая конкуренция выровняет рынок в целом». По слухам, в федерации ждут этих предложений от регионов, поскольку некоторым депутатам в Госдуме тоже хочется раскулачить автостраховщиков.
При этом сами страховщики в неформальных беседах признаются, что они далеко не безгрешны. В беседе с корреспондентом «Урал Паблисити Монитор» руководитель представительства РСА в УрФО Александр Никитин рассказал, например, о том, что «шулеры» встречаются не только среди автолюбителей, но и в среде самих авто страховщиков. «Некоторые компании стремятся переманить клиентов у конкурирующих организаций. Для этого агенты закрывают глаза на предыдущий «послужной список» клиента и страхуют его с нулевым коэффициентом «бонус-манус». Таким образом, в короткие сроки может быть создана огромная клиентская сеть, однако ее устойчивость будет очень низка. Нельзя исключить, что потенциально опасные водители не попадут в ДТП вновь. А если вся сеть состоит из таких «проштрафившихся» автолюбителей, то компания в конце года вполне может оказаться банкротом», - сообщил Александр Никитин. Как оказалось, нельзя исключить и того, что некоторые страховые компании начнут работать по принципу пирамиды 90х годов.
Представителям РСА очень не понравилось слово «пирамида», однако, если зампред правления РСА Глеб Лигачев постарался уйти от ответа на прямой вопрос корреспондента «Урал Паблисити Монитор», то руководитель РСА в УрФО Александр Никитин подтвердил, что некая компания вполне может по «случайному стечению обстоятельств» оказаться банкротом.
По его словам, прецеденты уже были. Кампания «Госстрах» уже успела в 90-х побывать «банкротом», оставив своих клиентов ни с чем. При этом сейчас тот же самый «Госстрах» является крупнейшим оператором ОСАГО, 47% всех страховых договоров и 37% страховых премий выпадает на долю именно этой фирмы.
«Маловероятно, что автостраховщики будут самостоятельно стремиться к банкротству, однако по нашим расчетам через несколько лет из 160 организаций, занимающихся автострахованием вполне может остаться всего несколько десятков крупных компаний. Контракт подписывается один раз, далее автовладелец не контактирует с представителями страховой организации до момента пролонгации соглашения. Нет никаких гарантий, что этот водитель, попав однажды в аварию и предъявив страховой полис, не узнает, что компания, с которой он заключил договор, давно разорилась», - сообщил Александр Никитин. Похоже, эпоха построения «пирамид», начавшаяся в 90-е гг., для России еще не закончилась. Как в конечном итоге будут развиваться события, покажет время. Однако нельзя забывать, что за ОСАГО должна последовать система обязательного страхования жилья, а, как известно человек тем и отличается от животного, что всегда находит способ применить накопленный опыт себе на пользу и во вред ближнему.
© Михаил ШУРЫГИН
|