Авиакомпания «Уральские авиалинии» в последнее время все чаще становится источником скандалов. Цены на авиабилеты остаются стабильно высокими, в то время как сервисом, который авиакомпания предоставляет пассажирам чартерных перелетов, недовольны многие.
Пассажиры нередко обвиняют авиакомпанию в крайне халатном выполнении своих обязанностей: самолеты этого авиаперевозчика, выполняющие чартерные рейсы, постоянно выбиваются из расписания. Последний скандальный случай - опоздание чартерного рейса "Уральских авиалиний" с Сейшельских островов, в результате чего более 1000 человек в Екатеринбурге, Шарм-Эль-Шейхе и на Сейшелах ждали самолета 6 часов.
В пресс-службе "Уральских авиалиний" корреспонденту «Урал Паблисити Монитор» сообщили, что авиакомпания, собственно, не отказывается признавать факты задержек рейсов. Однако, по словам пресс-секретаря Ирины Перенчевич, «не надо думать, что эти задержки инициированы руководством авиакомпании. Они возникают по независящим от нас причинам, и связаны с тем, что компания стремится в первую очередь обеспечить безопасность пассажиров».
Думается, что если бы парк авиакомпании был больше, чем сейчас, у нее бы не возникало проблем с задержкой рейсов. Основа парка "Уральских авиалиний" - 12 машин далеко не новой марки ТУ-154 Б, которые, собственно, предназначены для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности (данные ресурса avia.ru). Машин, которые считаются пригодными для эксплуатации на маршрутах большой протяженности, у "Уральских авиалиний" нет вообще, хотя «дальних» рейсов в расписании авиакомпании достаточно (по сути, это все курорты). В целом парк самолетов уральской авиакомпании насчитывает 23 самолета, из них всего 4 - ИЛ-86, которые условно считаются минимально соответствующими требованиям дальних перелетов. Для сравнения: одних только «Боингов» и «Аэробусов» у «Аэрофлота» больше (27 машин), чем всех остальных самолетов у "Уральских авиалиний", вместе взятых. Одних только «ТУ» у «Аэрофлота» 35, а «ИЛов» - 40.
Кроме того, парк машин "Уральских авиалиний" очень устаревший, настолько, что, по отзывам пассажиров, спинки некоторых сидений в самолетах уже не откидываются (представьте себе - сидеть в позе «смирно» 8 часов, например, до Таиланда). Другие пассажиры, прося не упоминать их фамилии, рассказали «Урал Паблисити Монитор», что были свидетелями того, как в салоне самолета с потолка однажды, прямо в полете, отвалился кусок обшивки. Можно представить, какие чувства испытали пассажиры того рейса. Но в следующий раз они же были вынуждены вновь воспользоваться услугами "Уральских авиалиний" - потому что это единственная авиакомпания, которая выполняет чартерные рейсы из «Кольцово».
В ответ на это в пресс-службе авиакомпании нам сообщили, что их авиапарк полностью справляется с объемом перевозок и не является сильно устаревшим: по крайней мере, все находящиеся в небе самолеты имеют запас по ресурсу использования и непременно проходят строжайшую предполетную подготовку. Ирина Перенчевич, пресс-секретарь авиакомпании, заявила нам, что не согласна с таким определением «Уральских авиалиний» на рынке чартерных перевозок на Среднем Урале как «монополиста», однако назвать любую другую компанию - чартерного перевозчика затруднилась.
Между тем, на рынке чартерных авиаперевозок в Свердловской области фактически присутствует единственная компания - «Уральские авиалинии». Причины, по которым сложилась данная ситуация, не совсем понятны. Не исключено, что это связано с тесными контактами авиакомпании и аэропорта «Кольцово» и с особым отношением к ним областных властей.
«Урал Паблисити Монитор» обратился за разъяснениями в Облправительство. Выяснилось, что вопросы пассажирских перевозок, в том числе авиационных, курирует Минпромнауки, возглавляемое Владимиром Молчановым. К сожалению, комментарий министра нам получить не удалось, но глава отдела транспорта Минпромнауки, Юрий Кожемякин, авторитетно заверил нашего корреспондента, что никаких проблем с авиаперевозками в Свердловской области нет. «Уральские авиалинии», по словам Юрия Кожемякина, полностью справляются с пассажиропотоком, и у Облправительства нет к ним никаких претензий.
Так или иначе, ситуация с фактической монополией "Уральских авиалиний" видится все-таки негативной, особенно с точки зрения интересов клиентов. В частности, монополия позволяет авиакомпании беспрепятственно повышать цены на авиабилеты (что, кстати, и будет сделано с 1 июня 2004 года на чартерных рейсах - информация об этом находится в свободном доступе на сайте авиакомпании) и не слишком заботиться о комфорте для пассажиров. Впрочем, в последнее время специалисты все чаще рассуждают о возможности прихода на уральский рынок чартерных авиаперевозок таких компаний, как «Аэрофлот», «КрасЭйр» или «Трансаэро».
|