Комментарии
30.06.2021, 13:53

Уроки будущего

О реализации основных направлений социальной политики, заложенной президентом РФ на территории Свердловской области - интервью с Юрием Биктугановым

В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин отметил, что стремление молодых людей внести свой вклад в развитие Родины – важнейший жизненный ориентир. И для того, чтобы молодежь России могла достигать поставленных перед собой задач, у всех молодых россиян, начиная со школьной скамьи, должна быть возможность в передовых форматах познакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства. 

Национальный проект «Образование», который реализуется в том числе на территории Свердловской области с 2019 года, как раз направлен как на обновление содержания образования, так и на создание современной, соответствующей содержанию инфраструктуры всей системы, включая подготовку профессионалов «новой волны» и отработку механизмов управления, наиболее эффективных для решения тактических и стратегических задач в сфере народного образования.

О первых итогах и ближайших перспективах отрасли министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов рассказал в интервью порталу UPmonitor (ЮПИмонитор).

 

- Юрий Иванович, с 2021 года региональные проекты «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей» вошли в состав регионального проекта «Современная школа». А этот проект, в свою очередь, является региональной составляющей федерального нацпроекта «Образование». Звучит это перечисление достаточно громоздко и не слишком понятно. Расскажите, чего ждать учащимся, их родителям, и, конечно, педагогам от реализации этих региональных проектов?

- Хочу уточнить, в 2019 году в Свердловской области уже был сделан основательный задел для старта национального проекта «Образование». С 2014 года в Свердловской области по инициативе Губернатора Евгения Куйвашева реализуется программа «Уральская инженерная школа». Программа поддержана Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Ценность проекта «Уральская инженерная школа» в том, что фактически он стал региональной платформой для успешного старта в Свердловской области в 2019 году мероприятий федеральных проектов национального проекта «Образование» на всех уровнях образования. 

Согласен с вами, что для граждан перечисление проектов – это, как вы сказали «громоздко и не слишком понятно», нужны реальные дела, стоящие за ними, а главное, ЧТО проекты привносят для улучшения качества жизни людей, наших уральцев.  А качественное образование определяет во многом и качество жизни.

Напомню, 2021 год назван в России годом науки и технологий. Проект «Современная школа» предполагает внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».

Предмет «Технология» позволяет отработать с учащимися навыки XXI века, помогает им освоить базовые навыки работы с современным технологичным оборудованием, использования проектных технологий, познакомиться с миром профессий. 

Главной чертой этого учебного предмета является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни. И это не просто помощь в выборе будущей профессии, хотя ранняя профориентация – одна из составляющих проекта. Не просто выбрать, к какому делу лежит душа, но и осознать, способен ли ты стать профессионалом высочайшего класса в выбранном тобой деле, понять, чего не хватает и что можно получить еще на школьной скамье – вот что дает модернизация в преподавании предмета «Технология».

В широком смысле этого слова «технология» - предмет, интегрирующий школьные курсы. В идеале ученик уже на пороге юности сможет принимать грамотные решения при выборе профессии и получении дальнейшего образования. Но – подчеркну – любые грамотные решения завтрашнего дня в любой сфере невозможны без основательного технологического образования подрастающего поколения. Для Свердловской области это особенно важно. Мы регион промышленный, мы обязаны идти не просто в ногу с научно-техническим и гуманитарным прогрессом, но и быть лидерами этого движения. И от того, насколько хорошую подготовку получат сегодня школьники, напрямую зависит то, насколько успешно будет развиваться экономика региона уже завтра. Насколько конкурентоспособной, а значит, привлекательной для молодежи останется Свердловская область. А от этого, в свою очередь, зависит социальное благополучие, демографический комфорт и еще множество показателей, которые в конечном итоге сливаются в понятие «регион опережающего развития».

 - Амбициозно.

- Да. Но амбициозные цели как раз для молодых.

 Понятно, что сегодня даже азы технологического образования требуют модернизации учебной базы школ, особенно в глубинке. К 2021 году 120 общеобразовательных организаций, расположенные в сельской местности и малых городах, обновили или обновляют материально-техническую базу.

Во многом этому способствовало создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Высокотехнологичное оборудование в «Точках роста» позволяет, не только реализовать требования ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт – прим. ЮПИмонитор) но и на качественно новом уровне организовать дополнительное образование детей и их родителей в небольших муниципалитетах наравне с возможностями крупных городов. «Точки роста» предоставляют школьникам возможность приобрести новые образовательные компетенции в области конструирования, программирования и цифровых технологий, общенаучные, технические и информационно-коммуникативные навыки, навыки проектной и исследовательской деятельности.

Кстати, количество обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами, в 2020 году было более 30,0 тыс. человек.

А современное оснащение интерактивным, презентационным, роботизированным оборудованием, комплектами для видеоконференцсвязи открывает возможности детям из сельских школ, как правило, удаленных от 100 до 300 км от областного центра, участвовать в олимпиадах, областных мероприятиях, проводимых на базе Кванториумов и IT-кубов.

Одним из примеров эффективного использования инфраструктуры, обновляемой в рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование», является то, что в 2020 для обучающихся и педагогов, нуждающихся в поддержке, весомую помощь оказали образовательные организации передав во временное безвозмездное пользование ноутбуки и планшеты. После отмены пандемийных ограничений все оборудование в надлежащем состоянии было возвращено в школы. 

И, разумеется, нельзя обойти молчанием еще один канал ускоренного развития школьников в науке и новых технологиях – сеть технопарков «Кванториум».

- Мы можем уже говорить о целой сети таких технопарков?

- Да, безусловно. Вообще «Кванториумы», как среда ускоренного развития школьников в науке и новых технологиях, появились не вчера. Но это все еще достаточно новый формат инженерной подготовки школьников, который «с младых ногтей» формирует изобретательское мышление и дает навыки командной проектной деятельности.

На сегодняшний день активно действуют «Кванториум Екатеринбург» в Ельцин-центре, кванториумы в Верхней Пышме, Первоуральске, Новоуральске и кванториум Детской железной дороги. Всего в кванториумах занимаются более 7 тысяч детей. Федеральный оператор технопарков – Фонд новых форм развития образования. Региональный оператор проекта – Дворец молодёжи. Центры работают круглогодично, и специальные программы в каждом из них сформированы и на время летних каникул.

Недавно команды из Екатеринбурга и Верхней Пышмы стали победителями хакатона «Цифровые решения в области медицины». Конкурс проводился по-взрослому, на базе Уральского оптико-механического завода. Участники соревнований создавали инновационный продукт в рамках заданной тематики: «решения для сбора и передачи данных от медицинских изделий», «портативный гаджет с функцией определения ЭКГ», «бесконтактное устройство для измерения виртуальных параметров пациента», «проект медицинской информационной системы для нужд кардиологии». Команды должны были представить экономически оправданные решения, позволяющие встроить эти каналы в неонатальное и иное диагностическое оборудование.

(Продолжение следует)

 


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024