Комментарии
03.08.2009, 13:48

Несбыточный проект Чернецкого: поворот РЭК

Мэрия идет на беспрецедентное обострение политической ситуации

Летнее политическое затишье оказалось взорвано мэрией Екатеринбурга. Причем конфликт вокруг транспортной проблемы был затеян в то время, когда в отпуск ушли и губернатор Эдуард Россель, и мэр Аркадий Чернецкий.  В отсутствие шефов схлестнулись председатель региональной энергетической комиссии (РЭК) Николай Подкопай и заместители градоначальника.

 

Транспортный конфликт назревал не один год. За время правления Чернецкого общественный транспорт Екатеринбурга превратился в чудовищный гибрид неэффективного муниципального транспорта и корявого рынка частных перевозчиков. Никаких прорывных стратегических решений мэрия за последнее десятилетие не предложила. В феврале случилась монетизация льгот на транспорте - и опять в Екатеринбурге, в отличие от других муниципалитетов (того же Нижнего Тагила), прошла "недореформа". Льготники получили проездные билеты и абонементы по специальной цене, тогда как оптимальным решением было бы введение единого социального проездного. Благо, средства в бюджетах на это тогда еще были. Недовольство льготников канализировали в известный митинг у Дворца молодежи 21 февраля. Причем неявно, но за той акцией протеста торчали уши идеологического блока мэрии.

 

Из-за кризиса и потери "льготных доходов" муниципальный транспорт начал испытывать серьезные проблемы. При этом руководители муниципальных транспортных предприятий продолжали ездить на внедорожниках, каждый из которых стоит как пара троллейбусов. Коммерческих перевозчиков приравняли к муниципальным, и население, имея возможность выбирать между раздолбанным "Икарусом" и более-менее приличным микроавтобусом, предпочитало за 10-11 рублей ездить в "маршрутках". Мэрия решила, что выборы еще далеко, да и неизвестно, будут ли еще вообще - надо повышать цены на проезд.

 

"Барские замашки" Чернецкого - тема не новая, горожане за 17 лет попривыкли. Но бюрократическая система имеет свои правила. Когда мэр явился на заседание РЭК, где рассматривался вопрос о транспортных тарифах в Екатеринбурге, то не взял с собой ни одного (!) документа в обоснование требований городской администрации. Около часа с барственным видом Аркадий Михайлович препирался с главой комиссии, но так и не смог ни документально, ни теоретически обосновать необходимость повышения стоимости проезда с нынешних 10-11 до 14 или даже до 25 рублей.

 

Мэрия решила вынести конфликт в публичную сферу. 24 июля якобы по инициативе профсоюзов состоялась акция протеста транспортников , которые требовали не сокращать расходы на муниципальный транспорт и разрешить повысить тарифы. Акция называлась "Услышьте нас!" и была направлена конкретно против РЭК. Если за февральским митингом и перекрытием дороги у Дворца молодежи идеологи мэрии проглядывались туманно, то акция транспортников просто-таки рекламировалась медиа-холдингом горадминистрации.

 

После этого Подкопай перешел в наступление и обнародовал данные, из которых становилось ясно: мэрия потратила чуть ли не полмиллиарда рублей не на обеспечение работы общественного транспорта, а, как это заведено у Чернецкого, куда попало.

 

"Билет в городских трамваях, троллейбусах и автобусах вообще не может стоить 25 рублей, как первоначально требовали транспортники, ни 19,64 рубля, как это было чуть позже, ни даже 14 рублей, как это было в последний раз. По нашим подсчетам, необходимости в изменении тарифов сейчас нет. Более того, исходя из данных по вливанию бюджетных средств в перевозчиков, сегодня можно даже ставить вопрос о понижении стоимости проезда", – негодовал глава РЭК на пресс-конференции.

 

"Город заявил, что из средств, выделенных из областного и федерального бюджетов, в частности, 51 млн. с хвостиком потрачен на приобретение автоэвакуаторов, внедрение адаптированной системы управления дорожным хозяйством и так далее. Но какое отношение это имеет к перевозке пассажиров?Средства пошли не по назначению", - подчеркнул глава РЭК.

 

Подкопай привел также в пример участие мэрии в проекте по приобретению автобусов и коммунальной техники за счет средств федерального бюджета. "Регион вместе с муниципалитетом должны добавить 30%. Федерация выделила 162,5 млн. рублей, требуется добавить 69,7 млн. А город почему-то сосчитал, что они потратили на это 161 млн.", - добавил он.  По словам Подкопая, не по назначению уходит круглая сумма – более полмиллиарда рублей. "Эти средства равны той сумме, которую бы получил городской муниципальный транспорт, если бы ему с 1 августа проезд стал 14 рублей", – отметил он. А тяжелое финансовое положение муниципальных перевозчиков вызвано долгами мэрии за перевозку льготников: за 2004 год перевозчикам недоплатили 65 млн. рублей, за 2005 -  129 млн., 2006-ой – 68 млн., 2007-ой - 109 млн., а за минувший год примерно еще 170 млн рублей.

 

Муниципальные власти  хотят компенсировать все эти средства за счет пассажиров, пришел к выводу председатель РЭК.

 

После этого идеологи мэрии достали из рукава козырную карту - льготный проезд. Логика была простой: отменим льготный проезд вообще, а населению скажем, что виноваты областные власти, которые не дают денег. Вице-мэр Александр Якоб потребовал созыва внеочередного заседания гордумы , на котором депутатам предложат отменить собственное решение о введении льготных проездных и абонементов. Коммунисты, в лице депутата облдумы Андрея Альшевских, и бывшая Партия пенсионеров, лидер которой, еще один депутат Евгений Артюх мечется сейчас между КПРФ и "Единой Россией" в попытках переизбраться в облдуму в 2010 году, оперативно организовали митинг протеста против отмены льгот. Альшевских был в числе организаторов февральского митинга, да и вообще КПРФ в Свердловской области давно дружит с вице-мэром по идеологии Владимиром Тунгусовым - так что мэрию можно просто считать одним из организаторов митинга 1 августа. По слухам, митинг получился таким малочисленным (оценка милиции: 100-200 человек) не только из-за плохой погоды (+10 градусов и дождь), но и из-за возросших ставок массовки - работники митингового фронта якобы просили уже на по 200, а по 500 рублей за боевую единицу.

 

Мэрия полностью контролирует гордуму, поэтому решение об отмене льготного проезда может быть принято на заседании 18 августа. И вот тут уже на митинги могут выйти не записные старушки, а реальные манифестанты. Младооппозиция в лице яблочника Максима Петлина или web-депутата Леонида Волкова вполне может использовать ситуацию для проверки своих сил в уличных формах протеста.

 

Возникает вопрос: в условиях, когда всякое нарушение стабильности категорически не приветствуется федеральной властью, зачем это раскачивание лодки Чернецкому? Что это: паника или тонкий расчет? Несмотря на то, что Тунгусов считается непревзойденным мастером подобных "тонких расчетов", наблюдатели склоняются все-таки к мысли, что идеологический блок мэрии охватила паника.

 

Мэр и его окружение уже не первый год находятся под прессом силовых структур. Известно, что попытки "копать под Чернецкого" силами областной милиции ни к чему не ведут . Глава МВД РФ рассчитывает на окружные структуры. Понятно, что аппарат полпреда, еженедельно отчитывающийся перед администрацией президента в том числе и по такому показателю, как протестная активность, попадает в неловкую ситуацию: в третьей столице -  митинг за митингом. Возможно, транспортный вопрос Чернецкий решил использовать как последнее орудие в борьбе за собственную свободу.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2024