Комментарии
17.07.2007, 12:06

Опасная ниша «Ультра Культуры»

Опасная ниша «Ультра Культуры»Судя по всему, недолгое существование одного из самых скандально известных издательств Среднего Урала стало уроком для других игроков местного книжного рынка, в массовом порядке переориентировавшихся на политически безопасные направления типа краеведения и учебной литературы


Журнал "Эксперт-Урал" от 16.07.2007, Место для местных
Централизация издательского рынка продолжается. Ниша провинциальных издательств свелась к краеведению. Но зато здесь можно «рыть» еще долго и глубоко
Автор публикации: М. Романова
Марина Романова:
Какая книга лежит на вашем столе (на тумбочке, под подушкой)? Конечно, она отражает ваши интересы, уровень запросов, степень «окультуренности»: скажи мне, что ты читаешь… ну и далее, по известному тексту. Сегодня, однако, книга перестала быть только личным выбором: что читать жителю Первоуральска, Нижневартовска и деревни Коптяки, теперь определяют люди, работающие в Москве. Я не о технологиях воздействия на умы. Я о том, что более 90% от общей книжной массы издается в столице. Печататься книги могут, конечно, где угодно, но отбор идет в центре.

За время, прошедшее с прошлых обзоров книгоиздательского рынка Урала и конкретно Екатеринбурга (см. «Два в одной обложке», «Э-У» №18 от 19.05.03 и «Слова, слова, слова», «Э-У» №19 от 23.05.05), ситуация стала более четкой и жесткой. Несколько лет в столице Урала функционировало единственное издательство, ведущее активную редакционную политику, то есть работающее преимущественно не на заказ, а на собственные проекты — «УФактория». Если центр открыто взял на себя коммерческую массовку, то провинция ориентировалась и на просветительские цели, и даже позволяла себе быть интеллектуальной. Брезжила надежда, что количество самостоятельных региональных издательств вырастет. Но развитие пошло по пути дальнейшей централизации. Судьба «УФактории» в этом смысле показательна.

Дорога не скажу куда

Издательство сумело громко прозвучать на уровне не только региона, но и всей России. На славу, тем более скандальную, не нарывалось: она явилась сама. Что ни книга — событие. Резонанс в специальной прессе (признание профессионалов), резонанс в массовых изданиях (признание тех, кто любит погорячее). Вроде бы просто работали в выбранном направлении — альтернативная литература. А получился феномен. Книги заставляли спорить, некоторые изымались из магазинов, подвергались аресту, судилищу. Последние разборки случились с «Клубной культурой» Фила Джексона. Издательство обвинили в пропаганде наркотиков, хотя речь шла о серьезном научном труде. (Вопрос, почему не обвиняется телевидение, где это понятие просто насаждается, и аудитория несравнима с рядами читателей интеллектуальной литературы, остался риторическим). То, что книгоиздатели попали в болевую точку общества, очевидно: когда еще книги вызывали подобную реакцию охранительных органов?

Издательство «Ультра Культура» задумывалось на Урале и возникло как дочернее «УФактории». Его вдохновители и организаторы, в том числе Илья Кормильцев, говорили тогда: политическая оппозиция в стране бесполезна, необходима интеллектуальная. Оказалось, для оппозиции не время, альтернатива не допускается. «Ультра Культура» прекратила существование. По словам руководителя «УФактории» Александра Бисерова, «Ультра Культуру» закрыли от усталости. Только-только наметившееся движение провинциальных издательств в центр оказалось перекрыто.

Зато началось обратное: столичные издания все активнее приходят в регионы. Два года назад в Екатеринбурге открылось представительство «Эксмо», шестое в России. «УФактория» оказалась поглощена издательством «АСТ», книжным гигантом. Наряду с «Эксмо» он держит лидерские позиции в книгоиздании страны — больше 10% российского рынка каждый.

Что будет с «УФакторией» дальше? Друзьяконкуренты категоричны: ее больше нет. В самом же издательстве сотрудники разделились, как положено, на оптимистов и информированных оптимистов (слово «пессимист» сегодня вышло из употребления). Вот две внутренние точки зрения на ситуацию. Первая: работаем как работали. Стараемся держать художественную и интеллектуальную планку на прежнем уровне, продолжаем собственные проекты. Вторая: главное — сохранить имеющееся, редакторский состав, наши серии. Но той «УФактории», какой она была раньше, независимой, самостоятельно позиционирующейся, нет. Переход от интеллектуальной литературы к «массовке» очень возможен.

Стоим и стоять будем?

«УФактория» всегда стояла особняком на издательском поле Екатеринбурга. Большинство книжных издательств за последние годы не испытали серьезных перемен, наоборот, констатируют стабилизацию. Работают в прежних объемах. «Баско» выпускает около ста названий в год, как и Банк культурной информации (БКИ). Издательство Уральского университета — до 60. Тиражи тоже устоялись. Наиболее распространенный — до 2 тысяч: востребована мелкосерийка. Для учебной литературы тираж традиционно выше. Один из самых крупных — у Бажовской энциклопедии (издательский дом «Сократ» совместно с издательством Уральского университета, заказ министерства образования Свердловской области): 36 тыс. экземпляров, книга вручалась нынешним выпускникам школ в подарок.

Практически все местные издательства ориентируются на заказную литературу. Средне-Уральское книжное издательство и издательство Уральского университета — на 95%, БКИ — на 70%. С заказчиками тоже наступила определенность. Логично, что Банк культурной информации работает в тесном контакте с министерством культуры Свердловской области (крупный совместный проект последнего времени — собрание сочинений Мамина-Сибиряка), «Сократ» преуспевает на ниве научнопопулярной и учебной литературы. Все екатеринбургские книжные издательства имеют региональную направленность, сотрудничая с Челябинской, Курганской и особенно Тюменской областью, ее северными округами. Отсюда идут постоянные заказы: Большая Тюменская энциклопедия, Энциклопедия ХантыМансийского автономного округа, «Природа Ямало-Ненецкого автономного округа», и так далее. Причина — не устраивает качество работы «своих» издательств.

Ориентация на заказную литературу не стимулирует издательства заниматься распространением: вручили готовые стопки книг автору, а продать или подарить — его забота. Впрочем, издательство Уральского университета планирует открыть свой киоск при учебном заведении. «Сократ» имеет собственных распространителей, дей-ствующих через оптовые и розничные сети, чем отличен от других. Возможно, поэтому в книжных магазинах это издательство называют первым среди местных. В «Баско» работает свой отдел продаж, занимающийся исследованием издательского рынка УрФО и продвижением продукции.

Стабильность, однако, имеет тенденцию трансформироваться в застой. Директор Средне-Уральского книжного издательства Валерий Куценко считает, что процесс монополизации и укрупнения продолжится, мелкие участники рынка будут поглощены. Директор «Сократа» Андрей Мороз также говорит о продолжении централизации (столичные издательства претендуют уже на региональный компонент учебной литературы, не говоря о федеральных учебниках, которые «грифуются» в Москве), но отмечает и положительные явления: накопление сил творческих, кадровых. Новые издательства продолжают появляться.

Поле общее, ниша своя

В 1991 году команда туристов Уральского политехнического института, к тому времени уже чемпионы области и страны, основала малое предприятие «Баско» («баско» в словаре Даля — «красиво, хорошо») с конкретной целью: издать фотоальбом «Неизвестный Урал». С того момента судьба туристов переплелась с издательской деятельностью. Путешествия и спорт остаются любимыми темами, а собственные туристические проекты часто получают полиграфическое продолжение (один из самых громких проектов — Сотый меридиан, один из последних — вулкан Килиманджаро).

Тему спорта выделяет для себя и издательский дом «Пакрус», представитель Ассоциации книгоиздателей России в Уральском регионе: им сделана редкая работа по истории шахмат на Урале. Банк культурной информации гордится собственной серией «Очерки истории Урала» (вышло 45 книг), «Сократ» — серией «История в ликах городов». Средне-Уральское книжное издательство, одно из старейших, существует с 20го года XX века, ориентируется на местных писателей, издает Павла Бажова, Николая Никонова. Издательство Уральского университета старается узкопрофильные темы делать интересными для широкого круга читателей. Тираж «Книги о воде» (исследование водоемов Свердловской области) разошелся так быстро, что теперь решили его увеличить.

Краеведение — общее поле провинциальных издательств. Слово комуто может показаться устаревшим, но спрос отмечает такую литературу как современную и остро востребованную. Издательства с разных сторон и разными инструментами вспахивают эту ниву. И «удобрения» используют по собственному выбору. «Сократ» уделяет большое внимание содержательной чистоте, смысловой и стилистической выверенности текстов, подчеркивает главный редактор Евгений Зашихин. Издательство Уральского университета вкладывается в техническую базу: приобретено новое оборудование, полностью укомплектована собственная типография. «Баско» приступило к созданию Уральской электронной библиотеки, способной сделать редкие книги доступными.

История, география, культура региона — ниша, по мнению специалистов книжного рынка, еще далеко не заполненная. К тому же это та сфера, где местные издательства всегда будут сильнее, чем самые крутые пришлые.


© По сообщению агентства UPmonitor (ЮПИмонитор), 2018